Черновик Среда, 15.05.2024, 16:57
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Быстрый поиск по сайту
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Yanka  
Черновик - Форум » «Общий Раздел» » Санкт-Петербург, город на Неве... » Достопримечательности Петербурга. Мосты, реки, проспекты...
Достопримечательности Петербурга. Мосты, реки, проспекты...
YankaДата: Понедельник, 02.05.2011, 21:07 | Сообщение # 1
Супер-модератор



Сообщений: 2609

Отсутствует
Начну с одного из ближайших нам проспектов. :)

Московский проспект

Одна из главных магистралей города, протяженностью 9,5 км. от Сенной площади до площади Победы.
Возникновение проспекта относится к первой четверти ХVIII века. Здесь проходил путь к Саарской мызе (Царское село, сейчас город Пушкин) и на Москву.
Проспект неоднократно менял свои названия. Изначально назывался Дорогой в Саарскую мызу, затем
Царскосельская дорога (от Фонтанки до Средней Рогатки) (до 1800-х)
Московское шоссе (от Московских Ворот до Средней Рогатки) (1830-е — 1939)
Обуховская улица (от Сенной до Фонтанки) (1776—1800-е)
Обуховский проспект (от Сенной до Фонтанки) (1804—1878)
Забалканский проспект (от Сенной пл. до Московских ворот) (1878—1900-е)
Забалканский проспект (от Сенной пл. до Рощинской ул. (1900-е — 1918)
Международный проспект (от Сенной пл. до Рощинской ул.) (1918—1950-е)
Проспект имени Сталина (1950—1956)
Московский проспект (с 1956)

Примечательно, что проспект проходит приблизительно по Пулковскому меридиану.
На Московском проспекте сохранились верстовые столбы, установленные в 1770-х годах.

*фото из сети


 
YankaДата: Четверг, 05.05.2011, 22:56 | Сообщение # 2
Супер-модератор



Сообщений: 2609

Отсутствует
Ани́чков мост— один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году.
Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Первого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе. До конца XVIII века Фонтанка служила границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

«Народная этимология», возводящая название к некоей Ане, или Аничке, так же как и ударение на первый слог, неверны.
В 1739 году "Комиссия о Санкт - Петербургском строении" постановила назвать мост Невским, но новое наименование не прижилось. Более двух с половиной столетий он сохраняет свое первоначальное название.

Деревянный мост был построен в 1715 году, позднее его сделали подъемным.
В середине XVIII века город перешагнул свою естественную границу и стал застраиваться на территории бывших пригородов. Этим объясняется широкая деятельность Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы по урегулированию малых рек и каналов, по проектам которой с 1780 по 1789 годы проведены работы по обустройству Фонтанки. Работы проводились специально учреждённой комиссией, которую до 1783 года возглавлял генерал Ф. В. Бауэр. В рамках этих работ были возведены каменные береговые стены со спусками к воде, а также семь каменных однотипных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на быках.

Аничков мост перестраивался в мост с башнями в период 1783-1787 годов. Существует мнение, что автором этого проекта стал известный французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне[6], однако документальных подтверждений этому нет.

К началу 40-х годов XIX века проезжая часть Невского проспекта стала значительно шире полотна Аничкова моста. Кроме того, средняя деревянная часть моста, рассчитанная в своё время на передвижение по ней небольшого числа экипажей и телег, оказалась непригодной. Проект перестройки моста, был составлен инженер-майором И. Ф. Буттацем при участии инженера А. Х. Редера, был утверждён Николаем I в декабре 1840 года Работы проходили под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана . В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы.

Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах когда мост был перестроен и расширен, башни исчезли. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту. Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П. К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Статуи покорения коня

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитые им на замену и едва остывшие бронзовые кони прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне, и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства имеют на своих копытах подковы, в то время, как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания подков не имеют. Распространенная легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузницы. Поэтому, подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади наоборот располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.

Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.
Конструкция моста не была нарушена войной, и мост продолжал исправно функционировать без капитального ремонта. Во второй половине XX века года было проведено несколько текущих ремонтов моста. Мост продолжал разрушаться от времени и от статических нагрузок.
В середине 90-х годов была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области. Об этом малоизвестном факте свидетельствует эмблема города Снежинск, которую можно найти на литье перил.

* фото из сети


 
YankaДата: Понедельник, 16.05.2011, 22:32 | Сообщение # 3
Супер-модератор



Сообщений: 2609

Отсутствует
Еще один из наиболее известных мостов на Фонтанке - Египетский мост — соединяет между собой Покровский и Безымянный острова через реку Фонтанку в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Краеведы Петербурга искали ответ на вопрос о цели возведения такого красивого, парадного моста вдали от парадной части Санкт-Петербурга. Самая распространённая версия связывает мост с находящимися неподалёку армейскими казармами. Возможно, таким образом, правительство пыталось воспитать в армии имперский патриотизм и благоговение. Но явного ответа на этот вопрос история не даёт.

Мост получил своё название из-за своеобразного оформления: в архитектуре старого моста отразился характерный для начала XIX века повышенный интерес к искусству Древнего Египта. Порталы, колонны, а также карниз и другие части были украшены орнаментами из иероглифов.

Египетский мост был построен в 1825—1826 годах по проекту и под руководством инженеров В. фон Треттера и В. А. Христиановича, авторов построенного ранее цепного Пантелеймоновского моста.

Цепной однопролётный мост имел богатое архитектурное оформление в «египетском стиле». Кроме иероглифов на порталах, подобные знаки красовались и на ажурной решётке сооружения. На берегах Фонтанки, на въездах моста были расположены четыре скульптуры сфинксов, лежащих на гранитных постаментах. Они были изваяны скульптором академиком П. П. Соколовым. На головах у них находились шестигранные фонари. В настоящее время сфинксы это единственный сохранившийся от того моста архитектурный элемент. Металлические конструкции моста и скульптуры были изготовлены на заводе К. Н. Берда. Береговые устои и каменные работы выполнялись подрядчиком Гавриилом Васильевым, гранитные блоки для облицовки устоев были вынуты из стенок рвов, окружавших Михайловский замок. Мост был открыт 25 августа 1826 года.

Катастрофа 1905 года.
20 января (2 февраля) 1905 года по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу ему двигались 11 саней с возницами. В этот момент мост рухнул на лёд Фонтанки. Обошлось без жертв.
Достоверная причина столь внезапной аварии так и осталась загадкой. Изначально предполагалось, что конструкция моста не выдержала слишком ритмичных колебаний от слаженного шага военных, отчего в ней произошел резонанс. Эта версия, в качестве наглядного примера, даже была включена в школьную программу по физике, кроме того, была введена новая военная команда «идти не в ногу», она даётся строевой колонне перед выходом на любой мост. Выдвинутая растиражированная гипотеза произошедшего не была подкреплена никакими физико-математическими экспериментами или расчётами. Наоборот, существуют свидетельства очевидцев происшествия о том, что солдаты не слезали с лошадей и проезжали по мосту верхом. Это не могло вызвать явления резонанса в конструкции моста, ибо не существует таких методов дрессировки лошадей, которые привели бы к тому, что животные пошли бы «в ногу».
Другие версии утверждали, что обрушение моста произошло по причине ошибок проекта сооружения, от раковины в одной из несущих цепей, отчего она не выдержала веса и толчков от большого количества передвигавшихся по нему конных всадников.
Помимо научных объяснений, скоро появилась мифическая трактовка случившейся трагедии. Слухи утверждали, что в одном из домов на Фонтанке, окна которого выходили на Египетский мост, проживала женщина по имени Мария, получившая прозвище «Египетская». Она по молодости своей была обманута одним офицером конногвардейского эскадрона, и это произвело на неё большое впечатление. Посмотрев в окно, и увидев передвигающийся по мосту полк, она с негодованием воскликнула: «Что б вам, военным, провалиться!», и в следующий момент мост обрушился.

Вместо разрушенного моста рядом, в стороне от Лермонтовского проспекта, в створе Усачева переулка (современное название — переулок Макаренко) был построен деревянный семипролётный мост, который исправно проработал до 1956 года!!! Открытие временного моста состоялось 16 апреля 1905 года.

Восстановление переправы по Лермонтовскому проспекту через реку Фонтанку было делом времени. После Великой Отечественной войны вопрос сдвинулся с мёртвой точки. Известно, что было рассмотрено, по меньшей мере, 17 различных планов, до того как был утверждён современный вариант.

Египетский мост построили заново в 1954—1956 годах по проекту инженера В. В. Демченко и архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского. На девяти параллельных рамах уложена железобетонная плита проезжей части, береговые устои моста облицованы гранитом. Фигуры сфинксов отреставрированы, к ним были добавлены вновь созданные обелиски-фонари. Литые обелиски украшены розетками и иероглифами. Ограждения моста украшены изящными розетками и консолями, стойки в виде пучков увенчаны тремя лавровыми венками. В рисунке решётки использован цветок, ассоциирующийся с Египтом — лотос. Эти меры позволили сохранить стиль XIX века, органично вписав мост в панораму Фонтанки.

24 февраля 1989 года с одной из скульптур столкнулся автомобиль Камаз-5511. Машина двигалась по набережной со стороны Измайловского моста. Автомобиль занесло, когда он въехал на ремонтируемые трамвайные пути на мосту. От сильного удара скульптура сфинкса опрокинулась в Фонтанку. Сфинкс был частично разбит. Позже скульптура была поднята из воды и восстановлена.

* фото из сети


 
YankaДата: Понедельник, 23.05.2011, 20:26 | Сообщение # 4
Супер-модератор



Сообщений: 2609

Отсутствует
Раз уж речь зашла о мостах на Фонтанке в самую пору рассказать и о самой реке.

Фонтанка - река, протока в дельте Невы, пересекает центральную часть города. Вытекает из Невы слева, у Летнего сада, и впадает в Большую Неву к северу от Гутуевского острова Название получила в связи с устройством фонтанов Летнего сада. Длина 6,7 км, ширина до 70 м, наибольшая глубина 3,5 м.


Фонтанка. Литография К.П.Беггрова с рисунков К.-Ф.Сабата и С.П.Шифляра. 1820-е гг.

До 1712—1714 годах называлась Ериком или Безымянным Ериком и представляла собой болотную речку, образующую в своём течении острова и заводи. Затем именовалось Фонтанной рекой (речкой), с 1737 года получила современное название. На момент строительства первого моста через Безымянный Ерик ширина водной преграды составляла около 200 метров, но по мере освоения мелководий для строительства её ширина существенно уменьшилась. В 1743—1752 она была расчищена и укреплена деревянной набережной. Современные очертания Фонтанка приобрела в 1780—1789 годах, когда её вторично расчистили и углубили, а берега одели в гранит. В 1780—1789 годах по проекту архитектора А. В. Квасова сооружены гранитные набережные, спуски и подъезды к реке. К концу XVIII века русло реки было выпрямлено.

С 1730-х годов до середины XVIII века Фонтанка служила южной границей города. Берега застраивались усадьбами, первой из них стал Летний сад с Летним дворцом Петра I. Несмотря на то, что в 1760-е годы городской чертой стал Обводный канал, Фонтанка осталась границей парадной застройки Петербурга.

Через реку переброшено 15 мостов. Одними из самых старых являются Чернышёв мост (мост Ломоносова) и Старо-Калинкин мост — два сохранившихся из семи однотипных подъёмных мостов.


автор: Дмитрий Казаков отсюда


 
Черновик - Форум » «Общий Раздел» » Санкт-Петербург, город на Неве... » Достопримечательности Петербурга. Мосты, реки, проспекты...
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Мини-чат

Среда, 15.05.2024, 16:57


Copyright MyCorp © 2024Сайт создан в системе uCoz