Компании Northrop Grumman и SELEX Galileo объявили об успешной интеграции модуля непрерывного автонаведения лазера в передовую систему постановки помех CIRCM армии США.
Инженерам удалось создать недорогую компактную систему самообороны от ракет переносных зенитных ракетных комплексов, которая может найти широкое применение в военной и гражданской авиации.
Устройства CIRCM, специально разработанные для вертолетов, легкие, компактные, недорогие и очень надежные. Лазерный модуль самонаведения гарантирует, что лазерный луч будет не просто светить в сторону угрозы, а будет направлен точно на головку самонаведения ракеты (ГСН) и предотвратит попадание ракеты в летательный аппарат.
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/onews/2011/03/01/120304.14089_real.jpg[/highslide] Один из датчиков IRCM на борту самолета президента США
Модуль самонаведения способен в режиме реального времени, независимо от маневров вертолета, поддерживать лазерный луч на ГСН ракет, движущихся быстрее скорости звука. Новый модуль может работать с любыми типами помеховых лазеров, что позволяет модернизировать CIRCM без серьезной переделки основных узлов.
В ходе последних демонстраций модернизированной системы использовался многополосный лазер Viper.
В настоящее время Northrop Grumman поставила более 2500 различных версий систем инфракрасной самозащиты (IRCM) от ракет с ИК ГСН.
IRCM автоматически обнаруживает ракеты, определяет, представляют ли они угрозу для летательного аппарата и активирует мощный лазер для создания помех головке самонаведения. Системы IRCM устанавливается на нескольких сотнях типов военных самолетов и на 50 типах вертолетов. Это одно из наиболее совершенных и эффективных устройств защиты летательных аппаратов от ракет с тепловым наведением. Системой оснащены как небольшие вертолеты, так и огромные транспортные самолеты и авиалайнеры первых лиц государства.
Американские военные признают растущую угрозу, которую представляют ПЗРК для тактической авиации. По разным оценкам, развернуты и доступны на мировом рынке около 500 тыс. переносных зенитных ракетных комплексов. Хуже всего, что доступ к этому относительно дешевому оружию получили террористы. За последние десятилетия от огня ПЗРК пострадали десятки самолетов и погибли сотни человек. Гражданские авиалайнеры практически беззащитны перед атакой ракет с ИК-наведением, а степень террористической угрозы, к сожалению, с каждым годом не снижается.
Традиционные пиротехнические ИК-ловушки, которые широко применяются на военных самолетах, малоэффективны. Они должны выбрасываться непрерывно и требуют сложной и дорогостоящей системы предупреждения о ракетной атаке. Кроме того, при заходе на посадку или взлете использование ловушек чревато пожарами и жертвами среди людей, находящихся на пути самолета. А ведь именно в эти моменты самолет является удобной мишенью для стрелка из ПЗРК.
Различные буксируемые инфракрасные лампы применить сложно в связи с тем, что ИК-ловушка должна срабатывать мгновенно и излучать инфракрасных лучей не меньше, чем самолетные двигатели. Горячие части (в основном лопатки турбин) реактивных двигателей транспортных самолетов при температуре до 500°C излучают около 1500 Вт/ср, прежде всего в заднюю полусферу самолета. Инфракрасный лазер позволяет доставить нужное для ослепления ракеты количество энергии непосредственно на саму ГСН. Таким образом, при приемлемом уровне энергопотребления обеспечивается высокая эффективность лазерных помех.
Во время первой войны в Персидском заливе на огонь ПЗРК пришлось 80-90% потерь боевых самолетов коалиционных войск. С распространением более совершенных зенитных ракет и ростом угрозы совершения терактов с помощью переносных зенитных ракетных комплексов, самолеты и вертолеты начали в массовом порядке оснащаться активными лазерными системами противодействия ракетам с тепловым наведением. Они существенно снизили потери, особенно тяжелых и неманевренных транспортных самолетов, что подтверждает высокую эффективность IRCM, которая была продемонстрирована в ходе военных действий в Ираке и Афганистане.
Технология, которая испытывается с помощью беспилотного аппарата Х-51A Waverider, в ближайшее время может стать основой для боевой гиперзвуковой ракеты. Таким образом, опытная технология превратится в реальное оружие американских ВВС.
"Есть ряд инициатив и план работ, которые адаптируют технологии X-51A для использования в качестве оружия", - заявил служащий программы X-51A Waverider Чарли Бринк (Charlie Brink).
Пока эти планы не конкретизированы в официальную программу по созданию боевой ракеты X-51A, однако ВВС намерены сделать определенные шаги, которые приблизят прототип к требованиям военного применения.
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/03/22/3_4f7f3.jpg[/highslide] X-51A под крылом бомбардировщика В-52
В частности, военные могли бы сократить оборудование, например, компьютер управления двигателем. В настоящее время X-51A оснащен компьютером от истребителя F-22 и его возможности (а, соответственно, цена и габариты) избыточны для Waverider. Вместо "большой черной коробки" от F-22, ВВС хотят получить набор компактных датчиков, а освободившееся место выделить под топливо и боевую часть.
Пентагон пока не решил, стоит ли использовать планер X-51A для создания боевых ракет или разрабатывать на основе его технологий новый боеприпас. Однако даже во втором случае вряд ли гиперзвуковая ракета будет сильно отличаться от X-51A.
Американские военные планируют использовать гиперзвуковые ракеты в качестве оперативного оружия немедленного реагирования. Аппараты вроде X-51A способны с континентальной части США поразить цель в любой точке планеты спустя минуты или часы после идентификации. При скорости полета 6-7 М поразить такую ракету современные средства ПВО не в состоянии, что делает ее идеальным оружием для уничтожения защищенных целей в тылу противника.
В Ливии действует новейшее средство радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/03/24/5_bd381.jpg[/highslide] В налете на Ливию США впервые применили новейший самолет радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler. Во многом благодаря ему ни один американский, французский или британский самолет не был сбит ливийской ПВО.
Вице-адмирал Билл Гортни (Bill Gortney) сообщил средствам массовой информации, что самолеты EA-18G Growler производства компании Boeing оказывают "электронную поддержку" операции в Ливии. Это первое боевое задание самолета, который заменяет старый палубный самолет радиоэлектронной борьбы Prowler. Билл Гортни подчеркнул, что Growler не только справился с ливийскими ракетами земля-воздух, но и помог повстанцам отбить нападение сухопутных войск правительства Ливии. Вице-адмирал рассказал, что воздушным силам коалиции удалось остановить войска Каддафи в 16 км к югу от Бенгази ударами французских, британских и американских самолетов, в том числе самолетов вертикального взлета и посадки Harrier морской пехоты США. О конкретных эпизодах с участием Growler военный не сообщил, но особо отметил, что успех налета был во многом обеспечен поддержкой новейшего американского самолета радиоэлектронной борьбы. Судя по всему, EA-18G Growler смог эффективно подавить коммуникации правительственных войск и парализовать вполне современные мобильные зенитные ракетные комплексы Crotal и Оса, которые уцелели после ударов ракет Tomahawk. Заслуги EA-18G подтверждаются намерением оставить Growler в ливийском небе для предотвращения возможных ракетных обстрелов самолетов коалиции. Первый истребитель F/A-18 Super Hornet был переоборудован в самолет РЭБ Growler в 2007 году. В этом году командование ВМС ускорило производство нового поколения самолетов РЭБ и планирует придать им особые способности, например возможность заражать компьютерными вирусами сети управления войсками противника.
Пентагон также объявил о намерении использовать в Ливии многоцелевой истребитель F-22. Это будет первое боевое применение истребителя пятого поколения, которое позволит оценить его потенциал в условиях действий в составе большой авиационной группировки, включающей самолеты электронной разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135 и EC-130H.
Современные технологии позволили резко сократить смертность солдат в Афганистане и Ираке по сравнению с военными конфликтами минувших десятилетий. В настоящее время армия США начинает производство новых санитарных машин, специально предназначенных для разбитых узких дорог Афганистана. Новая техника оснащена современными медицинскими пакетами первой помощи и в состоянии сохранить жизнь и доставить раненых в госпиталь в течении "золотого часа", который решает вопрос жизни или смерти.
В течение последних двух лет министр обороны США Роберт Гейтс настаивал на том, чтобы медицинская помощь в Афганистане соответствовала той, которую получают солдаты в Ираке – неотложная помощь и эвакуация раненых в госпиталь в течение часа. Такая оперативность, недоступная некоторым странам даже в мирное время, позволила спасти множество жизней и поставила своеобразный рекорд по минимизации потерь личного состава американской армии.
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/03/28/4_23df5.jpg[/highslide] Машина M-ATV. Своевременная медицинская помощь спасла солдат не меньше, чем броня и огневая мощь.
Одним из элементов улучшения ситуации с медицинской помощью раненым в Афганистане станет новая санитарная машина M-ATV. Это транспортное средство специально разработано для действий в афганском театре военных действий, первые 250 таких машин поступят на вооружение осенью этого года.
Новая санитарная M-ATV может перевозить двух лежачих и несколько сидячих раненых. Современное полевое медицинское оборудование способно помочь при различных травмах, таких как огнестрельные ранения, кровотечения, проблемы с дыханием, гипотермия и переломы. Раньше военные медики были вынуждены собственноручно формировать комплект материалов и медикаментов для первой помощи, новая машина оснащается всем необходимым прямо на заводе. Все снаряжение крепится ремнями и может быстро сниматься для использования вне машины или для установки на другое транспортное средство.
Главная технологическая новинка санитарной M-ATV - концентратор кислорода, который производит очищенный, пригодный для медицины кислород прямо из воздуха. Таким образом, отпадает необходимость использовать громоздкие и взрывоопасные кислородные баллоны, которые к тому же требуется как-то доставлять на поле боя.
На случай, когда санитарной машины не будет поблизости, американские военные предусмотрели специальный комплект для экстренной эвакуации (CASEVAC). Это переносной пакет медикаментов и оборудования, который в течение нескольких минут превращает любую боевую машину M-ATV в специальную платформу для эвакуации раненых. Он включает две спинальные доски, предназначенные для иммобилизации пациентов с различными травмами, в том числе переломами позвоночника. Специальные ремни и крепления позволяют грузить раненых в самых сложных условиях и даже в вертикальном положении. Около 300 таких комплектов были доставлены Афганистан в прошлом году, еще 1800 поступят этим летом.
Новое ПО объединит данные с беспилотников в оболочке Google Earth
Армия США проводит испытания прототипа нового программного "движка", который может синхронизировать, объединять и выводить на одну наземную станцию управления видеоканалы и данные с датчиков нескольких беспилотных авиационных систем. Испытания проводятся в Редстоунском арсенале в Хантсвилле, штат Алабама. Система позволит делать то, о чем американские военные мечтают уже давно – изучая определенный объект, легко переключаться с "глаз" одного БПЛА на сенсорные системы другого беспилотника, совмещая возможности различных аппаратов и цифровой интерактивной карты местности.
Новая система, названная объединенным универсальным программным "движком" (FUSE), использует программные и аппаратные средства, позволяющие вывести данные с множества различных источников на один экран. Система поддерживает разнотипные сенсоры, включая датчики наземных движущихся целей, электронно-оптические и инфракрасные системы, радиолокационные станции с синтезированной апертурой (SAR).
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/03/29/7_957b8.jpg[/highslide]Увеличить Google Earth будет оболочкой системы FUSE и позволит быстро выбирать необходимые данные
FUSE позволяет оператору БПЛА обойти "узкие" места своего оборудования и получить максимально подробную информацию о цели. Например, оператор БПЛА Shadow, наблюдающий за определенным регионом, не получает информации с датчиков наземных движущихся целей, поскольку его беспилотник ими не оснащен. Однако, если в том же регионе есть БПЛА Gray Eagle, оснащенный SAR, оператор с помощью FUSE может дополнить наблюдения камер своего Shadow данными радара. Таким образом, можно не только получать по запросу интересующую информацию, но и создавать сеть легких беспилотников, которые могут нести только один сенсор – FUSE обеспечит синхронизацию данных и создаст картину поля боя так, как будто в воздухе находится один большой беспилотник с целым набором различных сенсоров.
Система FUSE особенно полезна, когда дело доходит до уничтожения определенных высокоподвижных внезапно обнаруженных целей, которые требуют быстрой идентификации. Слияние данных из нескольких источников позволит реагировать на угрозу более оперативно и снизит возможный побочный ущерб.
Новый синхронизирующий "движок" использует некоторые возможности Google Earth для быстрого и интуитивно понятного отображения информации.
ВМС США официально объявили о начале конкурса в рамках программы по созданию к 2018 году беспилотного летательного аппарата с возможностью проведения миссий разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR), нанесения ударов по наземным целям и поддержки авиакрыла авианосца.
Командование авиационных систем ВМС в Patuxent River, штат Мэриленд, в понедельник опубликовало сообщение N00019-11-R-0031 о начале практической реализации программы UCLASS по принятию на вооружение беспилотного палубного ударно-разведывательного аппарата, который будет базироваться на существующих военных системах для запуска, посадки, управления и передачи данных в процессе выполнения миссий по нанесению ударов по наземным целям и ведению разведки.
Реализация программы UCLASS должна обеспечить ВМС США беспилотным самолетом, способным вести длительное наблюдение и наносить высокоточные удары. Она станет важным этапом объединения пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов на борту одного авианесущего корабля. Новый БПЛА впервые станет постоянной частью традиционного авиакрыла американского авианосца, при этом группа UCLASS должна эффективно работать самостоятельно или как часть существующей группировки палубной авиации. [highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/onews/2011/03/31/124953.25293_real.jpg[/highslide] Sea Avenger компании General Atomics
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/onews/2011/03/31/124934.25289_real.jpg[/highslide] X-47B компании Northrop Grumman
Система UCLASS будет иметь оперативную совместимость для объединенных сил на уровнях от первого до четвертого согласно стандарту STANAG 4586, т.е. иметь возможность передавать контроль над системами управления полетом, сенсорами и оружием различным операторам американских военных морских и наземных объектов без необходимости посадки и повторного взлета. Система будет использовать безопасную, помехоустойчивую связь, действующую в зоне прямой видимости и вне ее.
Система UCLASS будет состоять из летательного аппарата, системы обеспечения выполнения боевой задачи и системы дистанционного управления, которая может подключаться к существующим средствам управлением авиакрылом, американским военным сетям и спутниковым системам связи.
Авионика самолета UCLASS будет включать инфракрасные и другие электронно-оптические датчики, радар и коммуникационное оборудование совместимое с существующими системами авианосца.
Первая часть программы UCLASS включает изучение альтернативных конструкций беспилотной системы, концепций операций и системных требований. Сроки подачи заявок очень жесткие – компании должны представить свои предложения не позднее 29 апреля 2011 года. В настоящее время на победу в программе UCLASS могут претендовать только два кандидата: ББПЛА Sea Avenger компании General Atomics и БПЛА X-47B компании Northrop Grumman. Оба беспилотника соответствуют требованиям конкурса и находятся в активной фазе испытаний.
Sea Avenger выполнен на базе испытанного многочисленными полетами БПЛА Prеdator C, а X-47B уже выполнил несколько испытательных полетов. Оба самолета имеют схожие характеристики: несут 2,7 и 2 т полезной нагрузки соответственно, и способны находится в воздухе почти сутки. Дальность полета на высокой дозвуковой скорости у обоих стелс-БПЛА достигает почти 12 тыс. км, а в список оружия входит мощная высокоточная бомба JDAM весом 900 кг.
текст: Андрей Сидельников /Infox.ru опубликовано 8 апр ‘11 11:40 [highslide]http://infox.ru/photos/2011/13/99213/480x320_fEiijsxjkBRsHo13FBuJ44qitVxY0dpA.jpg[/highslide] источник: AP photo/ Efrem Lukatsky
Китайская верфь заканчивает модернизацию тяжелого авианесущего крейсера Shi Lang, в который переименован «Варяг», купленный у Украины в 1998 году.
Верфь, расположенная в городе Далянь на востоке Китая, заканчивает модернизацию тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР) Shi Lang, бывшего ТАВКР «Варяг». Как сообщает издание New York Times, проект «станет реализацией 70−летних амбиций Китая по созданию собственного авианесущего флота».
Фотографии корабля опубликованы агентством «Синьхуа». К завершению приближаются все виды работ за исключением модернизации системы радиолокационных станций. Министерство обороны Китая не комментирует сообщение агентства, представитель пресс-службы военного ведомства лишь заявил, что «Китай привержен политике мира».
Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» (до 1990 года – «Рига») заложен в 1985 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спущен на воду 25 ноября 1988 года. В марте 1998 года недостроенный корабль был продан компании «Chong Lot Tourist and Amusement Agency», расположенной в Макао, за $20 миллионов (стоимость современных авианосцев составляет от $2 до $4,5 миллиардов). Сообщалось о планах переоборудования крейсера в казино, но еще в 1998 году в СМИ публиковалась информация о том, что сделку осуществило правительство Китая.
При полном водоизмещении корабля 70,5 тыс. тонн и длине З04,5 м на борту крейсера имеет возможность базироваться 26 самолетов и 24 вертолета. «Варяг» является аналогом ТАВКР «Адмирал Кузнецов», на котором несут службу палубные истребители Су-33. В июне 2010 года новостное агентство Kanwa Asian Defence сообщило о том, что Китай собрал истребитель J-15, скопированный с российского СУ-33. Копия российского истребителя была собрана на основе одного из первых его прототипов — Т10К, купленного Китаем у Украины в 2005 году.
Испытания: боевой лазер поджег небольшое судно. ВИДЕО
ВМС США и компания Northrop Grumman успешно испытали высокоэнергетический твердотельный лазер в открытом океане. Морской демонстратор лазерного оружия или MLD успешно поразил маломерное судно.
Испытания проводились с октября 2010 года по апрель 2011 в открытом океане на полигоне вблизи острова Сан-Николас у берегов Калифорнии. Морская боевая лазерная система была установлена на списанный эсминец USS Paul F. Foster, который в настоящее время используется в качестве платформы для испытания различного оборудования и оружия.
Боевой лазер MLD, первоначально разработанный для сопровождения и поражения наземных целей, способен уничтожать беспилотные летательные аппараты и малые суда на типовых дальностях и скоростях.
По заявлению вице-президента аэрокосмического сектора Northrop Grumman Стива Хикссона (Steve Hixson), результаты испытаний показывают, что все критические технологии систем лазерного оружия являются достаточно зрелыми, чтобы можно было приступать к формальным программам принятия лазеров на вооружение ВМС.
Хикссон отметил, что MLD во многом был первым, в частности, это первая система, установленная на боевой корабль и вышедшая в море; впервые лазер был интегрирован с радаром корабля, навигационной системой и системой управления оружием. Также впервые лазер вел огонь с борта движущегося судна – ранее твердотельные лазеры для военно-морского флота стреляли с наземных установок.
Во время последних испытаний MLD провел в море три дня и выполнил 35 стрельб на высокой мощности. При этом лазер работал в условиях волн высотой 2,2 м.
Участники испытаний полагают, что боевой лазер MLD, разработанный в рамках программы Пентагона по созданию твердотельного лазера JHPSSL, готов для использования на боевых кораблях. В настоящее время инженеры американских ВМС обрабатывают результаты испытаний для оценки возможности установки MLD на восьми типах кораблей американского военного флота.
По словам менеджера программы MLD Джея Мармо (Jay Marmo), испытания в открытом океане доказали, что лазерное оружие может эффективно работать в сложных атмосферных условиях, при волнении и во время движения судна, а также обеспечивать эффективную самооборону корабля.
Боевые лазеры привлекают военных низкой стоимостью выстрела, высокой точностью и скорострельностью, что позволяет эффективно бороться с БПЛА и малыми судами, которые становятся все большей угрозой для военного флота. Также лазер может выполнять сигнальные функции, обеспечивать ПВО и противоракетную оборону, осуществлять нелетальное воздействие на пиратов и т.д. В будущем системы MLD дополнят кинетическое оружие и снизят расходы на оборону от новых угроз.
Оборонное научное агентство DARPA планирует собрать успешные технологии прототипов бионических протезов в один надежный нейроинтерфейс.
В настоящее время существуют несколько образцов протезов конечностей и интерфейсов, позволяющих управлять электроникой с помощью нервных окончаний человеческого организма. В DARPA инициировали новую программу по созданию надежного центрального интерфейса или RCI, который устранит все технологические "шероховатости" и позволит делать тонкую настройку мысленного управления различными устройствами.
Программа RCI – это фактически финал многочисленных усилий Пентагона по созданию протезов, объединению нервных тканей с электроникой и разработке передовых систем по декодированию сигналов мозга.
Сегодня уже существует ряд технологий, которые отвечают некоторым требованиям перспективного универсального нейроинтерфейса. В 2004 году парализованный экс-футболист Мэтт Нэгл (Matt Nagle) перенес операцию по имплантации в двигательный участок коры головного мозга чипа нейроинтерфеса BrainGate компании Cyberkinetics. Набор электродов, вживленный в моторный кортекс, который отвечает за движение правой и левой рук, позволяет Мэтту перемещать курсор мыши, открывать электронную почту и управляться с пультом телевизора.
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/04/13/2_b126e.jpg[/highslide] Бионическая рука может быть не только протезом, но и частью робота, заменяющего человека в исключительно опасной среде
В 2009 году Пентагон продемонстрировал бионическую руку DEKA. Она соединяется с человеческим организмом через нервные узлы в подмышках, выведенные на грудь, откуда сигналы с помощью датчиков направляются в бионическую руку. Таким образом обеспечивается исполнение обычных двигательных команд искусственной конечностью.
Большим шагом в нейроинтерфейсах является проект Modular Prosthetic Limb, в ходе которого впервые в человеческий мозг были имплантированы микрочипы, непосредственно снимающие двигательные сигналы и направляющие их в манипулятор.
Программа RCI должна отшлифовать эти технологии, выбрать лучшее и устранить технологические препятствия на пути создания надежного интерфейса мозг-машина.
Ученые DARPA разделили эту проблему на пять основных технических аспектов, которые сосредоточены на улучшении характеристик нейроинтерфейсов. Прежде всего, необходимо продление срока службы и повышение надежности современных микрочипов-имплантатов, записывающих сигналы мозга.
Также планируется усовершенствовать алгоритмы декодирования сигналов мозга и создание простого "языка" для связи нервной системы с машинами. Еще одно важное направление работы - тонкая настройка обратной сенсорной связи от искусственной конечности к мозгу для создания плавного, естественного движения.
Специалисты DARPA отмечают, что последние технические достижения демонстрируют возможность создания ловких высокопроизводительных конечностей. Однако остается открытым вопрос их надежности – смогут ли эти искусственные конечности работать на поле боя?
Разумеется, продвинутый надежный нейроинтерфейс разрабатывается не только для людей с ограниченными физическими возможностями. Современная военная техника также нуждается в эффективных средствах управления. Нейроинтерфейс, возможно, - единственный приемлемый метод управления боевыми роботами и экзоскелетами, которые в ближайшие десятилетия станут основными военными инструментами, обеспечивающими выживание на поле боя.
Очки дополненной реальности послужат для наводки авиаударов
Оборонное научное агентство DARPA планирует предоставить авианаводчикам возможность наносить удары одним взглядом на цель. В этом должна помочь технология дополненной реальности от производителя очков виртуальной реальности Vuzix.
Сегодня процесс вызова авиаподдержки в американской армии осложнен множеством бюрократических процедур, например, приказ командующего Стэнли Маккристала в Афганистане вынуждает давать разрешение на авиаудар только после согласованием с группой юристов, аналитиков из разведки и командиров нескольких уровней. В условиях боя это означает смертельно опасную задержку.
С другой стороны, такая процедура позволяет снизить количество жертв среди гражданского населения и "необычных" союзников, вроде ливийских повстанцев, которые начали красить крыши своих джипов в розовый цвет после нескольких ошибочных ударов НАТО.
В результате этой дилеммы все чаще американские солдаты оказываются заперты в перестрелках без воздушной поддержки. [highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/04/14/3_0b257.jpg[/highslide] Ученые DARPA надеются, что смогут решить эту проблему с помощью новейших технологий. Концепция проста: авианаводчик на земле должен иметь прямую линию передачи данных на беспилотный или пилотируемый самолет, что позволит устранить многоуровневую бюрократическую процедуру, при которой часто видеоинформацию пытаются передать с помощью описаний в окне чата или по голосовому радио. При этом терминал авианаводчика (JTAC) должен быть достаточно компактен и незаметен для использования в таких сложных ситуациях, как военный конфликт в Ливии.
Программа DARPA по созданию устойчивой системы непосредственной авиационной поддержки PCAS позволит авианаводчику отправлять запрос и получать авиаподдержку практически мгновенно. Недавно DARPA и научная лаборатория ВВС подписали большие контракты с известными оборонными компаниями Northrop Grumman и Raytheon, однако неожиданностью стало выделение 1 млн долл. небольшой компании Vuzix, которая специализируется на оборудовании расширенной реальности, вроде очков виртуальной реальности.
Vuzix предлагает интересное решение проблемы недостаточной ситуационной осведомленности авианаводчика. Понятно, что мало передать картинку с камеры авианаводчика на самолет, нужно еще знать, какие самолеты есть поблизости и каким вооружением они обладают. Вместо рассматривания кучи карт на экране компьютера и вызова аналитиков из штаба, авианаводчик сможет получать всю необходимую дополнительную информацию на свои очки дополненной реальности. Процесс выглядит следующим образом: трекер в очках отслеживает положение головы и определяет, куда смотрит наводчик, а затем компьютер накладывает на пейзаж тактическую обстановку. Авианаводчику достаточно посмотреть на небо, и он увидит в очках, например, маленький зеленый треугольник, который будет говорить о том, что истребитель поддержки F-16 находится на расстоянии 50 км и на высоте 6 км. Также авианаводчик сможет выяснить, какие боеприпасы имеет истребитель и быстро выбрать необходимый.
Похожие технологии используются в нашлемных дисплеях пилотов, однако они слишком тяжелые и требуют много энергии. Очки компании Vuzix будут использовать в качестве дисплеев плоские куски стекла, оптические волноводы, и голографическую пленку, которая формирует изображение и направляет его в глаза.
Если разработка завершится успешно, авианаводчики получат удобные тонкие (со стеклом в 3 мм толщиной) очки, которые при выключении дисплея будут становиться совершенно прозрачными. Военные радуются таким возможностям: совершенный прибор авианаводчика можно будет встроить, например, в солнцезащитные очки, и окружающие даже не будут догадываться, что в данный момент рядом с ними стоит человек, наводящий авиацию.