Пентагон будет применять оружие в ответ на кибератаку
Пентагон скоро обнародует стратегию, в соответствии с которой США оставляют за собой право начинать обычные военные действия в ответ на кибератаки. По-прежнему большую проблему представляет выяснение, кто стоит за нападениями такого рода.
"Сообщение, что кибератаки могут являться военными действиями, и что они могут встретить физический отпор, просто подтверждает давнее мнение министерства обороны, – говорит бывший высокопоставленный сотрудник министерства внутренней безопасности (Department of Homeland Security) Стюарт Бейкер (Stewart Baker). – Однако ни в одном из прежних заявлений не формулировалась стратегия".
Бейкер добавляет, что эффективность противодействия угрозе "меньше, чем бы нам хотелось, потому что мы чаще всего не можем определить, кто нападает на нас в киберпространстве. Если мы не решим эту проблему, с тем же успехом можем утверждать, что в ответ на атаки будем дуть в иерихонские трубы, пока не рухнут вражеские стены".
Эту проблему иллюстрирует известная кибератака с применением червя Stuxnet, в результате которой в прошлом году были повреждены иранские ядерные центрифуги. Stuxnet был очень сложным кодом, который атаковал системы управления оборудованием Siemens и довел центрифуги до саморазрушения. Он использовал четыре ранее неизвестные дыры в ПО Windows и при этом позаботился, чтобы не повредить сами компьютеры или другие системы.
Техническая сложность, экстремальная специфика и отсутствие явного выигрыша указывают на то, что атака была организована на государственном уровне. Многие опубликованные доклады говорят об участии американских и израильских агентов. Впрочем, утверждалось, что это могли сделать и конкуренты Siemens.
Если подобное приведет к заражению и отключению американских ядерных станций или военной сети, и США решат нанести ответный удар, будет трудно узнать, кому надо противодействовать. "Однако совершенное определение не требуется. Мы же не проверяли, действовал ли японский флот по приказу из Токио до объявления войны Японии в декабре 1941 года" – утверждает Чарльз Берри (Charles Barry), старший научный сотрудник Национального университета обороны.
Вдобавок к проблеме определения заказчика существует трудность в определении того, какого рода атаки являются "актом войны". Как ожидается, новая стратегия Пентагона провозгласит в частности, что это будут компьютерные атаки на военные сети и нападения, представляющие опасность для гражданских лиц, такие как нарушение системы управления воздушным движением или электрическими сетями.
Между тем, не существует соглашения ни внутри НАТО, ни за его пределами о том, как должны реагировать на эти события союзники атакуемых государств. Одной из попыток обратить на это внимание был прошлогодний доклад Мадлен Олбрайт в НАТО, заявившей, что крупномасштабные кибератаки на инфраструктуру НАТО должны приводить к оборонительным действиям со стороны всех членов альянса.
Маскировка военных транспортных средств геометрическими узорами с высоким контрастом влияет на восприятие их скорости и защищает от реактивных гранат.
Такой вывод сделали ученые из Университета Бристоля, которые изучили так называемый геометрический камуфляж, который представляет собой хаотичный рисунок линий и ломаных геометрических фигур. Подобная раскраска использовалась на кораблях во время Первой и Второй мировых войн. По мнению военных, хаотичные узоры должны были не скрывать судно, а запутывать вражеского наблюдателя, нарушать его восприятие скорости, размера и формы судна, таким образом должна расти защищенность корабля от артиллерийских и торпедных атак. Несмотря на веские причины считать, что удалось добиться искажения восприятия, эффективность такого камуфляжа так никогда и не была научно доказана.
Таким образом, исследование ученых из Университета Бристоля стало первым научным поиском доказательств эффективности геометрического камуфляжа. Предварительные данные показывают, что он действительно может повлиять на восприятие скорости, но только если замаскированный объект движется быстро. [highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/onews/2011/06/08/162111.17116_real.jpg[/highslide] Геометрический камуфляж «ломает» очертания предметов [highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/onews/2011/06/08/162040.17099_real.jpg[/highslide] Во время Второй мировой войны с помощью геометрического камуфляжа надеялись защититься от торпедных атак подводных лодок
Геометрический камуфляж вряд ли был особенно полезен в вопросе искажения восприятия скорости медленных судов прошлого века, однако он очень даже пригодится на современном поле боя – для раскраски легкобронированных патрульных машин, которые подвергаются обстрелам из гранатометов.
Наше восприятие скорости зависит от многих факторов. Так, нам кажется, что крупные объекты движутся медленнее, чем мелкие, а объекты с по-разному ориентированными узорами могут восприниматься как имеющие разную скорость, хотя на самом деле они движутся параллельно. Любой из этих эффектов может значительно снизить точность стрельбы.
Для того чтобы измерить эффективность геометрического камуфляжа, ученые продемонстрировали на экране компьютера два движущихся объекта и попросили участников эксперимента определить, какой из них двигается быстрее. Один образец имел однородную окраску, а другой - типичный "набор" текстур геометрического камуфляжа: полосы, зигзаги и квадраты.
В результате эксперимента выяснилось, что восприятие скорости двух объектов ощутимо отличается – на 7%. При этом низкоконтрастная раскраска дает меньший эффект искажения, а обычный камуфляж, маскирующий под фон местности, вообще никак не влияет на восприятие скорости.
Таким образом, высококонтрастный ослепляющий камуфляж может серьезно влиять на восприятие скорости, особенно если транспорт движется быстро. На высокой скорости даже небольшая ошибка гранатометчика приведет к промаху, который спасет экипаж боевой машины.
Высокотехнологичный оплот американских ВВС, который верно служил в течение десятилетий, может устареть в течение нескольких лет.
Сегодня технология стелс дает американским самолетам возможность беспрепятственно проходить сквозь ПВО противника. Но, видимо, скоро военная авиация США потеряет данное преимущество – это сенсационное заявление содержится в докладе бывшего члена группы прогнозных аналитиков Пентагона (Управление общих оценок), а ныне аналитика Центра стратегических и бюджетных оценок Барри Уоттса (Barry Watts).
По его словам, преимущества стелс-технологий могут быть нейтрализованы совершенствованием датчиков ПВО, особенно это касается пилотируемых малозаметных самолетов.
Подобное заявление выглядит скандальным в свете того, что ВВС США сделали основную ставку именно на стелс-технологии и планируют в течение следующих 30 лет потратить на них полтриллиона долларов.
По мнению аналитика, которое основано на экспертных оценках, в ближайшем будущем прогресс в области радиолокационных технологий полностью сведет на нет преимущество малозаметности таких самолетов как B-2, F-22 и F-35.
В настоящее время Россия и Китай разрабатывают VHF- и UHF-радары, которые смогут обнаруживать и отслеживать "стелсы". Также чешские специалисты создают пассивную (не излучающую) систему, которая обнаруживает излучение радаров, телевидения, сотовых телефонов и другие сигналы, отраженные от поверхностей стелс-самолета. [highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/06/08/7_85966.jpg[/highslide] F-35, возможно, уже опоздал и никогда не повторит триумфа самолета-невидимки F-117
Подобные системы обнаружения могут полностью нивелировать 30-летнее преимущество США в преодолении ПВО, которое американцы получили с принятием на вооружение самолета F-117 в конце 1980-х, а затем укрепили самолетами B-2 и F-22.
В настоящее время ВВС имеют несколько сотен стелс-самолетов и планируют приобрести более 1700 истребителей F-35 и 100 новых малозаметных бомбардировщиков. В некотором смысле стелс-технология только сейчас находится на пике своих возможностей, насыщая армию новой техникой, однако этот пик совпал с появлением новых средств обнаружения, которые ставят под сомнение целесообразность жертвования важными боевыми характеристиками в угоду малозаметности.
В отличие от ВВС американские моряки подходят к проблеме преодоления ПВО по-другому: делают упор на радиоэлектронную борьбу и быстрое уничтожение вражеских средств обнаружения управляемыми ракетами. Именно поэтому ВМС предпочитают использовать старые тяжеловооруженные истребители. Однако и они планируют закупать стелс-истребитель F-35C, который в итоге может оказаться не так эффективен, как планировалось.
Естественно, американские военные пытаются как-то нивелировать угрозу, исходящую от современных российских и китайских разработок.
Прежде всего это возможности бортовой электроники F-35, которые позволят в будущем в режиме реального времени корректировать траекторию полета в ответ на внезапную угрозу. Этого качества не имеет ни F-117, ни B-2. Фактически F-35 должен быстро обнаруживать радар и обходить опасную зону или превентивно применять оружие. Трудно сказать, как это будет работать с пассивными системами обнаружения, к тому же теряется главное качество стелса – незаметное "просачивание" сквозь сплошное радиолокационное поле противника.
Другая мера по "спасению" F-35 предполагает возможность использования его радара с антенной решеткой с электронным сканированием для подавления ПВО противника: постановки помех и даже внедрения вредоносного программного обеспечения в систему управления.
Однако это в перспективе, к тому же ни одна из этих возможностей не объясняет, зачем тогда создавать малозаметную конструкцию, в жертву которой принесены многие важные для военного самолета характеристики, такие как боевая нагрузка и запасы топлива.
Барри Уоттс отмечает, что Россия и Китай начали собственную программу по созданию стелс-истребителей, но по его мнению, снижение значимости пилотируемых стелс-самолетов будет неизбежным наряду с рядом других серьезных изменений на поле боя ближайшего будущего. Видимо, он имеет виду потенциал беспилотных ударных самолетов вроде Х-47B или Phantom Ray. Только БПЛА способны максимально реализовать весь потенциал малозаметности, хотя бы в силу своих габаритов и не очень высоких требований к летным качествам.
Современная война является очень сложным делом, сопряженным с хаотическими атаками, непредсказуемостью повстанцев и террористических актов. Физик Нейл Джонсон (Neil Johnson) из Университета Майами, штат Флорида, с помощью математики и сказки "Алиса в стране чудес" попытался вписать современную войну в математическую формулу.
В статье, опубликованной в Science, исследователь представил уравнение для описания эскалации конфликта - будь то взрывы террористов-смертников в Ливане или повстанческие атаки в Кабуле. "То, каким образом эти нападения происходят с течением времени, можно описать с помощью особой математической формы, - говорит Нейл Джонсон.- Она описывает прогресс, или кривую обучения, и ее суть проста: чем больше вы что-то делаете, тем лучше (и быстрее) вы получаете результат".
В случае, например, с Афганской войной боевики тоже проходят своеобразное "обучение", однако оно идет не в полной изоляции, а в условиях воздействия противника - коалиционных сил. Для интерпретации этой военной "гонки" и описания ее развития во времени, Джонсон провел аналогии с эволюционной биологией. Ученый воспользовался гипотезой "красной королевы", названной по имени героини в сказке Льюиса Кэрролла, которая постоянно бежит, чтобы остаться на месте. Гипотеза основана на том, что конкурирующие виды постоянно адаптируются, чтобы выжить. Джонсон посчитал, что этот принцип вполне соответствует сути человеческих конфликтов.
Надо отметить, что математики не первый раз пытаются написать "формулу войны". Несколько лет назад физик Шон Гурли (Sean Gourley) придумал простое уравнение, которое предсказывает силу атаки противника, но не слишком надежно работает. В свою очередь правительство США потратило миллионы долларов, пытаясь создать компьютерные модели для прогнозирования развития конфликта. Но даже лучшие из этих моделей, такие как Комплексная система раннего предупреждения кризисов (ICEWS), не отличаются высокой достоверностью результатов. Поэтому команда Нейла Джонсона решила не рассматривать человеческий конфликт в полном объеме, а сосредоточиться только на одном его свойстве: сроках.
Сначала ученые собрали данные о военных потерях во время текущих войн в Афганистане и Ираке, а также террористических нападениях с 1968 года. Данные брались с нескольких общедоступных веб-сайтов, например icasualties.org и mipt.org. Это довольно необычный подход, поскольку такая статистика не включает данных о погибших со стороны повстанцев, а также о нападениях, в которых никто не погиб. Видимо, для нового уравнения достаточно только официальных сведений с одной стороны, поскольку исследователи заявили об удивительно четкой связи между первыми двумя нападениями и последующей скоростью эскалации. Причем эта связь имеется, даже если провинции, где произошли атаки, разделены сотнями километров. Так Кандагар находится юге, Кунар на востоке, а Фарах на западе, но данные о скорости эскалации и времени следующего нападения почти неотличимы.
С помощью формулы Джонсона можно с высокой точностью предсказать время атаки противника. Скажем, два нападения с потерями в живой силе происходят в одном и том же районе с интервалом в 100 дней, добавление этой цифры в уравнение дает дату следующего нападения, например, через 66 дней. Таким образом можно предсказать не только следующую атаку, но и вторую, третью, четвертую и т.д. Все они станут пиками на кривой военной активности.
Нейл Джонсон признает, что на его уравнение могут влиять различные факторы, однако атака вне графика также может помочь в оценке обстановки и указать на появление новых факторов, например, выпадение обильного снегопада, смену тактики и т.п.
Истребитель F-18 сел на авианосец в полностью автоматическом режиме
ВМС США сделали серьезный шаг к своей цели – к концу десятилетия вооружить авианосцы ударными беспилотными самолетами.
В ходе испытательного полета 2 июля 2011 года истребитель F/A-18 Hornet приземлился на палубу авианосца "Дуайт Д. Эйзенхауэр" (CVN-69) с использованием программного обеспечения управления полетом, предназначенного для БПЛА X-47B, который компания Northrop Grumman создает в рамках программы UCAS-D.
В ходе уникального и беспрецедентного в истории авиации эксперимента истребитель F/A-18 выполнил ряд успешных посадок (с захватом троса аэрофинишера) без какого-либо участия пилота-человека. Самолет не контролировался командой авианосца не только на протяжении пути, но и во время посадки. В полете "гибридный" F/A-18, оборудованный системой управления от перспективного беспилотника Х-47В, управлялся с наземной станции, а затем получал команду на посадку, и с этого момента включался программный "шаблон", который управляет самолетом независимо от наземных и корабельных служб, т.е. как живой пилот. Можно констатировать, что теперь для успешной посадки на палубу авианосца не нужен пульт дистанционного управления, джойстик, многие часы работы на тренажере: достаточно дать беспилотнику команду, и он самостоятельно свяжется с существующими системами авианосца и приземлится. Таким образом, Х-47B не зависит от человеческого фактора и будет полагаться исключительно на собственные, заранее заложенные инструкции и алгоритмы приземления.
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/07/12/4_f05ff.jpg[/highslide] Оснащение авианосцев беспилотниками X-47B позволит увеличить авиагруппу корабля, его боевой радиус и одновременно сократить экипаж
Опытная система, установленная на "гибридный" F/A-18, использует высокоточные навигационные данные GPS, которые передаются по тактической коммуникационной сети (TTNT) производства компании Rockwell Collins. Она позволяет офицерам, руководящим посадкой, при необходимости связываться с самолетом для передачи данных о высоте, скорости и других параметрах, необходимых для идеального захвата троса аэрофинишера. При этом офицер визуального управления посадкой даже на заключительной фазе захода на посадку может приказать БПЛА уйти на второй круг.
Как бы то ни было, в ходе испытаний серьезных летных происшествий не случилось: лейтенант Джереми Дебонс (Jeremy DeBons), на всякий случай присутствовавший в кабине "гибридного" F/A-18, отметил, что полностью автоматическая посадка по качеству не отличалась от хорошо выполненной посадки с помощью автоматизированного "помощника" ACLS, который сегодня помогает пилотам успешно сесть на палубу авианосца. Система ACLS, по сравнению с новым оборудованием Х-47B, выглядит примитивно: она просто указывает пилоту коридор, в котором он должен лететь, чтобы успешно приземлиться. Программное обеспечение Х-47В определяет коридор и управляет самолетом самостоятельно. Джереми Дебонс рассказал, что просто наблюдал, как автоматика выполняет посадку.
Новая GPS-система, разработанная в рамках программы UCAS-D, имеет 360-градусный охват, позволяет контролировать несколько воздушных судов, положение авианосца, прогнозировать траекторию полета и с высокой точностью управлять летательным аппаратом. Старая радарная версия системы автоматической посадки имела серьезные ограничения: могла контролировать лишь небольшой участок палубы авианосца, просто определяла, какое положение должны занимать "рукоятки" управления самолетом и двигателем, а также ограничивала возможность одновременного использования нескольких самолетов.
В настоящее время для отработки автоматической посадки два беспилотника Х-47B будут доставлены на авиабазу Патаксент Ривер в штате Мэриленд, где они пройдут все этапы летных испытаний: от имитации катапультирования с авианосца, до посадки и маневрирования на переполненной палубе авианесущего корабля. Если все пойдет хорошо, то первую реальную посадку на идущий в море авианосец X-47B выполнит в 2013 году.
"Жидкая" сумка способна выдержать взрыв бомбы внутри
Бомбу в самолете можно обезвредить с помощью мгновенно твердеющей жидкости.
В ноябре прошлого года при досмотре багажа на рейс из Намибии в Мюнхен рентгеновский сканер обнаружил в чемодане одного из пассажиров подозрительное устройство, состоящее из батареи, проводов, металлических деталей и часов. Хотя при досмотре никаких взрывчатых веществ не обнаружили, этот случай еще раз напомнил о трагических случаях, когда террористам удавалось взорвать бомбу в багажном отсеке самолета.
Для того чтобы защитить авиапассажиров, международная команда ученых разработала специальную сумку-чехол, которая способна подавить взрыв в багажном отсеке самолета. Изобретение основано на изменении вязкости жидкости, cвязаном с изменением ее скорости.
Увеличение вязкости с ростом скорости характерно для так называемых неньютоновских жидкостей - простейшим примером может служить кукурузный крахмал с водой. В нормальных условиях частицы в неньютоновских жидкостях отталкиваются друг от друга незначительно, однако после резкого воздействия (ускорения) появляется дополнительная энергия, которая оказывается больше силы отталкивания, в результате чего частицы объединяются в структуры, называемые гидкрокластерами. Более крупный гидрокластер не может активно передвигаться, сталкивается с другими гидрокластерами, и жидкость загустевает. [highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/07/12/3_6a86a.jpg[/highslide] Современные взрывозащитные чехлы имеют высокую цену и большой вес
Подбирая оптимальную смесь различных компонентов, можно создать жидкость, которая, например, при мощном быстром ударе будет превращаться в твердый материал, а при несильном броске - в упругий мячик.
Надо отметить, что это свойство неньютоновских жидкостей вдохновляет многих ученых, которые каждый год преподносят новые разработки в области "жидкой брони". Так, летом прошлого года британские ученые представили жидкую броню, которая намного легче и дешевле современной (на основе кевлара и керамики). Правда, пока у таких бронежилетов есть особенность: они отлично защищают от высокоскоростных пуль и осколков, однако не препятствуют другим атакам, например, удару ножом.
Однако последний недостаток не имеет значения в деле предотвращения разрушений от взрывов, поэтому неньютоновская жидкость может служить отличной "упаковкой" для потенциально взрывоопасных грузов. Изобретение международной группы ученых представляет собой чехол с эластомерным покрытием, содержащим неньютоновскую жидкость. Основным преимуществом новинки являются вес и удобство. Взрывозащитные контейнеры (обычно на основе кевлара или аналогов) для багажа существуют и широко используются, но они громоздки, тяжелы и дороги. "Жидкий" чехол лишен этих недостатков и, как ожидается, появится на рынке в течение двух лет.
Смертники, обвешанные взрывчаткой, являются самым опасным оружием террористов, против которого нет надежной защиты. Тем не менее американские военные полагают, что существует способ выявления смертников на расстоянии, превышающем радиус поражения бомбы.
Армия США подписала контракт на 48,2 млн долл. с корпорацией SET на разработку устройства, которое обнаруживает смертников на безопасном расстоянии. Надо отметить, что контракт подписан не на "пустом месте" - специальные устройства CounterBomber уже используются более чем в 40 местах в Ираке и Афганистане.
Устройство CounterBomber стоимостью 300 тыс. долл. автоматически обнаруживает потенциального террориста с помощью двух видеокамер, а затем сканирует его с помощью низкоэнергетического (слабее, чем излучение сотового телефона) радарного пучка. Компьютер анализирует отраженные сигналы и дает заключение о наличии или отсутствии взрывчатки. Алгоритмы анализа, естественно, держатся в секрете. Судя по всему, обнаружение смертника происходит путем сравнения отражения радиолокационного сигнала с обширной базой эталонных данных. В случае выявление аномалий, прибор подает звуковые и световые предупредительные сигналы или отправляет изображение смертника по беспроводному каналу на портативные компьютеры солдат и сотрудников безопасности.
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/onews/2011/07/12/113326.365_real.jpg[/highslide] Фото демонстрирует преимущества CounterBomber: раньше подозреваемого требовалось досматривать лично, что гарантировало потенциальному смертнику минимум одну жертву. Радар позволяет проверить подозреваемого с безопасного расстояния и без личного досмотра. [highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/onews/2011/07/12/113259.350_real.jpg[/highslide] Компактные радары типа CounterBomber могут стать серьезной преградой для террористов-смертников
По утверждению разработчиков, CounterBomber не создает "обнаженных" изображений людей, как сканеры TSA (которые стоят 200-400 тыс. долл. и размером с душевую кабину). При этом надежность обнаружения у CounterBomber гораздо выше, чем у современных сканеров в аэропортах, которые дают до 40% ложных срабатываний. Кроме того, новая система обнаруживает не только металл или промышленную взрывчатку, но и самодельные бомбы, например на основе удобрений. Скорее всего, принцип работы радара CounterBomber схож с работой георадаров, которые измеряют силу отражения луча от материалов различного состава и плотности. Человеческое тело по сигнатуре существенно отличается от тротилового пояса смертника, что в сочетании с обследованием подозреваемого в инфракрасном диапазоне позволяет достаточно надежно выявить террориста. Неясно, может ли подобная технология надежно обнаруживать бомбы, имплантированные в человеческое тело, однако теоретически такая возможность существует.
Военно-морской салон-2011: над чем работают российские КБ
В начале июля в Санкт-Петербурге прошел Международной морской салон, крупнейшая выставка военно-морской тематики на постсоветском пространстве. Салон проводился в пятый раз и специалисты ожидали от него большой отдачи. Однако, подводные камни нашлись и на рейде Морского вокзала Питера.
На эту выставку заявились более 400 компаний из 30 стран мира. Большая часть оказалась в статусе наблюдателей, так как российские производители развернулись на полную мощность и заняли почти все крупные стенды.
Сообразительный тигр
МВМС-2011 почтили своим присутствием три фрегата сил НАТО: американцы пригнали УРО "Карр", который имеет 30-летнюю историю и скоро уйдет на свалку, из Нидерландов пришел 20-летний фрегат УРО "Ван Амстел", и только немцы прислали новенький "Гамбург", который сошел со стапелей в 2004-м году. Российские боевые корабли представляла Объединенная судостроительная корпорация. В первую очередь - быстрый и красивый десантный корабль "Мордовия", с новейшим ракетным вооружением на борту. Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что это проект 12322 "Зубр", который еще в конце 80-х поступил на вооружение в ВМФ тогдашнего СССР.
Международный военно-морской салон проходит уже пятый раз
Почти то же и с "Сообразительным", гордо стоящим на рейде Морского вокзала, - проект 20380, известный на международной арене военных действий как "Тигр", разрабатывался еще в 1997 году. Нельзя поспорить - это действительно самая современная разработка российских оборонщиков в этом классе, унифицированный корабль для ведения боевых действий в различных условиях и приспособленный для установки вооружения самого различного назначения. Жаль только, что Россия на данный момент имеет всего три таких корвета, при необходимости минимум двадцати кораблей. Тем не менее "Тигр" стал основным предметом переговоров ОКС с алжирским ВМФ - в рамках Салона подписано предварительное соглашение о сотрудничестве и дальнейшем подписании контракта. Корветы типа "Тигр" пользуются справедливым интересом иностранных покупателей, так как модульная система компоновки корпуса позволяет устанавливать на них не только российское, но и иностранное вооружение с сохранением всех боевых преимуществ.
"Торнадо" в малых водах
В классе малых кораблей изменения более заметны. Для действий в ближних водах Зеленодольским ПКБ в составе ОСК представлен артиллерийский малый корвет класса "Торнадо". Эти "крохи" водоизмещением до 600 тонн позволяют успешно решать оперативные задачи у побережья, будь то охрана границы или рыбных ресурсов от непрошеных гостей, и могут нести на себе пусковые ракетные установки класса "Уран Э", "Оникс" или "Калибр" среднего радиуса действия. О востребованности таких кораблей говорит хотя бы то, что недавно Минобороны России приняло решение о постройке более 20 кораблей "Буян" ("Торнадо" является экспортным вариантом "Буяна").
Катер на воздушной подушке "Мираж"
Самым большим интересом пользовался катер "Мираж" (не путать с патрульным катером проекта 14310 "Мираж") на воздушной подушке, представленный группой компаний "Техносервис". Современный вид и заявленные ходовые качества с рабочим диапазоном температур от -30 до +40 градусов вызывали неизменный интерес, как специалистов, так и простых посетителей. Специалисты, правда, быстро сникали, узнав что "Мираж" оснащается японской дизельной установкой Isuzu и российских компактных аналогов для ее замены пока нет. Тем не менее именно такая лодка позволит быстро решать насущные вопросы МЧС или других спецслужб по доставке грузов или патрулированию в малых водах. Скоростные качества (110 км/ч) и возможность высадки прямо на берег открывают широкие возможности для использования такого класса катеров.
Чем "убить" корабль
Многочисленные разработки по уничтожению всех типов судов были представлены на Военно-морском салоне в гораздо большем количестве, чем их цели. Особенно "свирепствовала" корпорация "Тактическое ракетное вооружение", которая представила все виды крылатых ракет для уничтожения надводных судов, а также специальных ракет для уничтожения подводных лодок. В ракетном классе основные изменения и модификации пришлись на пусковую часть, благодаря переработке которой у тактических боеголовок увеличилась дальность и скорость полета. А вот начинкой мозгов для этих боеголовок вплотную занимался концерн "Радар", который представил системы наведения нового поколения, а также множество беспилотников, как вертолетов, так и самолетов, которые способны передавать информацию гораздо быстрее, чем аппараты вероятного противника.
Средства уничтожения на МВМС-2011 были представлены в широком ассортименте
Отдельно выставлялся концерн "БраМос" - альянс российского "НПО Машиностроение" и Министерства вооруженных сил Индии. Но их "Brahmos-2" - гиперзвуковая ракета дальнего радиуса действия только на подходе, поэтому посетителям морского салона пришлось довольствоваться экземплярами позапрошлого года.
А вот контейнерный комплект ракет "Club-K" концерна "Моринформсистема-Агат" вызвал неподдельный интерес публики. Доработанная версия этих пусковых установок позволяет вести огонь как с кораблей, так и с железнодорожных платформ и обычных контейнеров, образуя замкнутую, автономную, защитную или атакующую систему быстрого развертывания. При наличии достаточной площадки, пусковая установка может быть быстро перемонтирована на судно даже малого тоннажа без потерь своих боевых качеств.
Вертолет К-52 "Аллигатор"
Особая гордость российского Оборонэкспорта - вертолет К-52 "Аллигатор", конструкторского бюро "Камов". Правда, действующий вариант модификации для базирования на морских судах представлен не был, но боевая вертушка гордо позировала посетителям, ведь теперь на К-52 могут устанавливаться и управляемые ракеты класса "воздух-поверхность", что позволяет более эффективно использовать этот вертолет для поддержки десанта и решения задач по уничтожению техники.
Что нам стоит порт построить
С точки зрения выстраивания взаимодействия между всеми видами действующих сил на военно-морской арене крайне перспективной разработкой выглядит "Комплекс мобильного базирования надводных и подводных кораблей", представленный московским конструкторским бюро "Компас". Этот проект позволяет в течение 10-15 дней провести весь комплекс работ, чтобы создать малый автономный порт в любой точке мира.
Александр Гуров, главный инженер проектного бюро МКБ "Компас": Основная идея этого комплекса базируется на использовании плавучих причалов, выпускаемых серийно и эксплуатирующихся уже более 40 лет по всему миру. Такие понтоны начиняются необходимым оборудованием и позволяют создать морскую базу на неприспособленном участке. Суммарно, к одному причалу могут становится суда общим водоизмещением более 18000 тонн. Для боевых кораблей этого более чем достаточно, а использование мобильного порта гражданскими судами мы можем даже улучшить, установив дополнительные модули и увеличив общую тоннажность до 25000 тонн. В состав такого порта входят мобильный комплекс связи на базе автомобильных станций, суда хранения, плавмастерские, причем все это встраивается параллельно, чтоб облегчить погрузку-разгрузку и остальные работы. В этом мобильном комплексе суда обеспечиваются всеми необходимыми ресурсами - энергией, топливом, сверхчистой водой (она нужна для подводных лодок), продуктами питания и береговой защитой.
Для России подобная конструкция разработана впервые, что является предметом гордости МКБ "Компас". Возможные схемы применения - создание базы для охоты на пиратов, без выработки столь дорого моторесурса кораблями; создание базы в зоне чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, ведь морской транспорт до сих пор самое дешевое средство для доставки большеобъемных грузов.
Макет мобильного комплекса быстрого базирования
У комплекса уже есть потенциальные заказчики - Алжир, Индия, Кувейт, Казахстан и страны в сейсмоопасных зонах Индийского океана.
Еще одно интеграционное решение осуществили совместными усилиями концерны "Гранит-Электрон", НПО "Аврора" и "Океанприбор". Созданный ими в рамках Морского салона-2011 консорциум позволит выпускать новые системы управления для перспективных разработок подводных лодок класса "Амур-950" (экспортный вариант проект 677 "Лада").
Юрий Подоплекин, первый заместитель ген. директора концерна "Гранит-Электрон": Мы за свой счет провели разработку новых систем боевого управления новейшего поколения подводных лодок. Один стенд уже изготовлен и действует. В рамках консорциума все три предприятия получат доступ к базам знаний друг друга, к ресурсам и будут в дальнейшем сотрудничать. Ранее возникали проблемы при согласовании управления станциями гидроакустики, радиолокации и боевого управления. Наш стенд позволил свести эти три функции воедино, сделал возможным сокращение числа обслуживающего персонала и увеличения важного фактора для подводных лодок - свободного пространства.
Система боевого управления создана на новой элементной базе и полностью синхронизирована по алгоритмам разных модулей.
Новый комплекс управления подводными лодками
Стенд может устанавливаться как на новые разработки подлодок, так и служить для модернизации старых малогабаритных субмарин, для этого персоналу достаточно пройти переподготовку на базе изготовителя. Экономический эффект от такого внедрения может исчисляться миллиардами рублей при затратах разработчиков в 30 миллионов, ведь сводятся воедино до этого такие разные функции боевого подводного корабля, требующие высоких точности и квалификации персонала.
Техника берет управление на себя
Очень многие специалисты жаловались на низкую степень подготовленности сегодняшних моряков. Причем речь шла не о рядовом составе матросов, а о штурманах и капитанах, которые "на троечку" знают современный корабль. Может, именно поэтому были представлены несколько разработок, позволяющих автоматизировать процесс управления кораблем. В частности, судами класса океанских паромов и закупаемых во Франции "Мистралей". На вертолетоносцах за эту работу отвечает норвежская "L-3 Valmarine", которая в рамках Салона договорилась о сотрудничестве с МКБ "Компас". Но и российские разработчики представили систему автоматизации процесса управления кораблем, этим озаботилась питерская группа компаний "Транзас".
Стенд автоматического управления кораблем
Хочется надеяться что их комплекс автоматического управления как огнем, так и навигацией, действительно снизит роль человеческого фактора в принятии решений. На эту тему развернулась бурная заочная дискуссия. Некоторые считают, что полностью передавать огневую поддержку на обеспечение автоматики не стоит, слишком низки скорости обмена информацией между судовыми приборами, и проанализировать ее с высокой достоверностью комплекс управляющей автоматики не сможет. Тем более, что все эти АСУ базируются на процессорах и комплектующих импортного производства, что не самый лучший вариант для военной техники.
Автоматика заменит бригаду ремонтников
Впрочем, автоматика годится не только для этих целей. Автоматизированный стенд ручной диагностики "БАРС" может заменить бригаду схемотехников-ремонтников с завода изготовителя на любом корабле. Этот прибор может протестировать и выявить неисправность в различных комплексах судового (и не только) оборудования, начиная от машинных станций до станций управления огнем. Анализ осуществляется по собственному, закрытому алгоритму, разработанному специалистами "Компаса", и на собственном программном обеспечении. Вот только использование в нем операционной системы Windows и базы из компьютера импортного производства слегка гасит радость. Если ввести в базу данных "БАРСа" информацию о всех системах, то он сможет определять неисправность на любом корабле и в любом его блоке. Обычно для выявления ошибки или поломки в схеме присылаются большие контейнеры с аппаратурой и штат сотрудников, либо весь блок идет на завод-изготовитель и ремонтируется там. Но ячеистая система компоновки деталей позволяет заменить неисправную прямо на месте, главное — знать, какую именно. Эффект от быстрого ремонта на месте дислокации будет очень велик, осталось только согласовать "БАРС" с различными инстанциями и предприятиями изготовителями на использование их информации.
При чем тут обороноспособность?
Интегрирование различных процессов друг в друга остается основной проблемой как военного, так и гражданского судостроения. Проекты подводных лодок устаревают уже на стадии проектирования из-за того, что КБ ничего не знают о разработках военных специалистов. В бытность СССР все задачи оборонки решались комплексно, в плотном взаимодействии всех ведомств. Кто-то знал параметры стартовой площадки для пуска ракет, кто представлял массу и скорость вылета, и на выходе получался современный боекомплект корабль-вооружение. Сейчас же большинство разработок ведутся "по заказу" Минобороны, но редкие из них доходят до постановки на вооружение. Фактически, КБ работают на внешний рынок, пытаясь адаптировать свои разработки для нужд импортных заказчиков. Несомненно, это приносит деньги "Рособоронэкспорту", вот только повысит ли это обороноспособность нашей страны?
Разработан суперприцел, превращающий солдат в снайперов
Инженеры компании Lockheed Martin приступили к следующему этапу разработки уникального прицела, который должен совершить настоящую революцию в искусстве точной стрельбы. Новый электронный прицел с динамическим отображением цели (DInGO) позволит любому стрелку поражать цели на расстоянии от 1 до 600 м так же точно, как это делает высококлассный снайпер. Пентагон доволен ходом разработки новинки и инициировал второй этап, который предполагает интеграцию нового оптического прицела с обычными автоматами M16 и M4.
Уникальной особенностью DInGO является переменное увеличение, причем поле зрения прицела меняется автоматически в зависимости от расстояния до цели, что позволяет бойцу пользоваться личным оружием, как для поражения противника в ближнем бою, так и для высокоточной стрельбы на большие расстояния. DINGO использует последние достижения в области объективов с переменной конфигурацией и низким энергопотреблением, компактных дисплеев и лазеров. Солдату, который вооружен автоматом с прицелом DInGO, не нужно вводить никакие поправки на дальность, ветер, менять объективы, кратность и т.д. – достаточно просто навести оружие на цель и прибор самостоятельно рассчитает точку попадания, сместит перекрестье и отрегулирует поле зрения. Пентагон планирует массовые закупки нового прицела, поэтому, в отличие от сложного и дорогостоящего ($25 тыс.) прицельного комплекса "умного" гранатомета ХМ-25, DInGO будет стоить всего $600 в партиях от 50 тыс. штук. При этом на двух батарейках типа АА DInGO может непрерывно работать до восьми часов, что приблизительно равно семидневной военной операции - своеобразный рекорд для прибора с такими возможностями.
С прицелом DINGO даже плохо подготовленный солдат превратится в снайпера
Прицел DInGO значительно повысит точность стрельбы американских солдат и позволит получить преимущество над противником, неспособным вести точную стрельбу из личного оружия на расстояние более 300 м. Разработка DInGO основана на опыте боев в Ираке и Афганистане, где американские солдаты столкнулись с обстрелами из стрелкового оружия с большого (300-800 м) расстояния. Автоматы М4 с обычными механическими или коллиматорными прицелами не обеспечивают приемлемую точность на таком расстоянии. Для решения этой проблемы американские военные усилили пехотные подразделения меткими стрелками с высокоточными полуавтоматическими винтовками. Однако успешные действия таких "полуснайперов" не решают проблемы беспомощности большей части подразделения. К тому же для ближнего боя, особенно в городе, высокоточная винтовка с мощным оптическим прицелом не подходит. DInGO заменит все виды прицельных приспособлений и позволит каждому бойцу вести высокоточный огонь на большие расстояния.
В случае успешного завершения второго этапа разработки (интеграции со штатным оружием американской армии), начнется третий этап, который включает испытание прицела на прочность и пригодность к суровым условиям военной эксплуатации.
Наследник "Томагавка": испытания крылатой ракеты прошли успешно
На полигоне White Sands успешно завершились испытания новейшей американской крылатой ракеты JASSM, которая придет на смену хорошо зарекомендовавшей себя в многочисленных войнах ракете Tomahawk.
В ходе испытания с борта бомбардировщика B-52, который летел на высоте около 8 км, была выпущена ракета JASSM. В соответствии с заранее заданным маршрутом она на скорости 0,76 Маха вышла в район цели и успешно уничтожила ее. Испытания подтвердили заданные характеристики обновленного программного обеспечения, которое будет устанавливаться на очередной партии ракет с осени этого года.
Ракеты JASSM станут основным наступательным оружием армии США
Крылатая ракета JASSM класса воздух-поверхность разработана компанией Lockheed Martin и способна поражать цели на расстоянии до 1000 км. Ракета оснащена новейшими системами наведения: автоматизированной инерциальной навигационной системой, приемником GPS и инфракрасной головкой самонаведения с распознаванием цели. Пассивный инфракрасный датчик ракеты JASSM включается за 8 секунд до поражения цели и проводит съемку для более точного наведения, например в определенную точку здания - с точностью до 3 м. Кроме того, данные с систем наведения ракеты передаются на самолет-носитель вплоть до попадания, что позволяет оценить результаты стрельбы.
Новая крылатая ракета имеет боеголовку весом 453 кг со 100 кг мощнейшей взрывчатки AFX-757, специально разработанной специалистами ВВС США. Боеголовка является универсальной и может поражать различные типы целей: укрытия самолетов, подземные командные пункты, а также легкоуязвимые цели, такие как железнодорожные пути. При этом особое внимание уделено возможности эффективного уничтожения сильнозащищенных целей. Так, боеголовка имеет оболочку из прочного тяжелого металла и особый взрыватель с акселерометром, который определяет степень проникновения сквозь бетонные укрепления и момент подрыва боевой части. Взрыватель способен различить землю, бетон, камень и воздух.
Для ВВС США JASSM является приоритетным оружием: запланирована покупка более 1400 ракет. Кроме того планируется выпуск экспортной версии. Базовая модификация JASSM может применяться с большого количества воздушных платформ, в том числе бомбардировщиков B-1, B-2, Б-52, истребителей F-16 и F-18. В планах интеграция в систему вооружения ударного истребителя F-15E и перспективного истребителя пятого поколения F-35.
Также американские военные провели серию успешных испытаний модификации JASSM-ER, выполненной по технологии стелс и имеющей в два раза большую дальность действия. Эта версия предназначена для уничтожения особо важных и защищенных целей, таких как мобильные пусковые установки ядерных ракет, командные пункты и комплексы ПВО.