Два последних испытания системы космического слежения и наблюдения (STSS) американской противоракетной обороны продемонстрировали, что спутники могут успешно отслеживать полет баллистических ракет с момента старта и до поражения цели. Спутники STSS подтвердили заданные характеристики и смогли предоставить полную картину возможного ракетного нападения.
"Впервые космической датчик отследил баллистическую ракету на всех этапах полета, от старта, на маршевом участке траектории и до падения, - говорит вице-президент секции ПРО компании Northrop Grumman Дуг Янг (Doug Young). - Возможность сопровождения ракеты с момента старта до падения позволяет повысить эффективность перехвата и компенсировать маневрирование ракеты на маршевом участке траектории".
Успешные испытания можно разделить на два этапа, в которых использовались специальные ракеты-мишени ARAV. 9 марта один из спутников STSS захватил и сопроводил ARAV на нисходящем участке траектории. Это испытание было направлено на проверку обновленного программного обеспечения Aegis, а время запуска было согласовано между Aegis и STSS для обеспечения обнаружения запуска. [highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/onews/2011/04/15/172548.22160_real.jpg[/highslide] Ракета-мишень ARAV
15 марта STSS продемонстрировали возможность отслеживания ракеты-мишени на всей траектории полета. Оба спутника смогли обнаружить ракету, запущенную с удаленного полигона, и отследить ее во время вхождения в плотные слои атмосферы.
В ходе этого испытания программные средства обработки данных экспериментального центра ПРО успешно смоделировали трехмерную картину траектории полета ракеты и спрогнозировали точку ее падения. Таким образом, система STSS обеспечивает потенциальную возможность перехвата боеголовок даже на конечном участке траектории и дает время подготовить соответствующие зенитные системы.
Последние испытания показали, что STSS является первым и единственным на сегодняшний день набором датчиков, который обеспечивает обнаружение и отслеживание ракеты на всей длине траектории полета. До сих пор такие возможности достигались лишь благодаря сложной интеграции различных наземных, космических и воздушных систем, что, конечно, замедляет работу системы ПРО и делает ее уязвимой. Спутники STSS не только повышают эффективность и скорость реагирования на атаку, но и создают новую, более надежную систему обнаружения ракетной атаки – независимая работа двух спутников это продемонстрировала.
Важным качеством спутников STSS является возможность отслеживать в высоком разрешении и реальном времени сами ракеты и моделировать их траектории, что позволяет одновременно обеспечивать региональную (театра военных действий) и стратегическую противоракетную оборону.
Морфлот США испытывает рельсовую электромагнитную пушку
10.12.10, Пт, 12:37, Мск
Руководство ВМС США дало добро на испытание рельсовой электромагнитной пушки на мощности 32 МДж. Рекордное испытание в Центре надводных вооружений ВМФ США назначено сегодня, 10 декабря.
Достижение мощности в 32 МДж считается важным этапом в создании рельсовой пушки, поскольку этот уровень энергии демонстрирует качества технологии, необходимые для военного применения новейшей разработки Пентагона.
"Перспективная тактическая электромагнитная рельсовая пушка сможет поражать цели на дальности почти в 20 раз большей, чем обычные артиллерийские системы надводных кораблей, - говорит директор по развитию программы доктор Элизабет Андреа (Elizabeth D'Andrea). - 32-МДж выстрел, например, может поразить цель на расстоянии более 185 км, при скорости снаряда 5 М".
Испытание прототипа рельсовой пушки
Кроме того, будут проверены новые композитные материалы, предоставленные BAE Systems и General Atomics, которые использовались в изготовлении электромагнитного орудия.
Цель программы по созданию рельсовой пушки заключается в разработке нового оружия для надводных кораблей, которое будет использовать кинетическую энергию гиперзвукового снаряда. Новый тип оружия избавит моряков от необходимости применения взрывчатых веществ, как для метания снаряда, так и для его снаряжения. Дальнобойность орудия позволит отказаться и от ряда ракетных корабельных систем типа корабль-поверхность. Отказ от взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ значительно повысит безопасность моряков и морских пехотинцев, существенно улучшит живучесть судна и сократит логистическую цепочку по снабжению флота боеприпасами. Рельсовая пушка разрабатывается для установки на различные корабли: как на суда с IPS (принцип полного электродвижения, когда движители работают от электричества), типа DDG 1000, так и на суда с обычной энергосистемой, типа DDG 51.
Электромагнитная артиллерийская система будет способна вести огонь с темпом стрельбы от 6 до 12 выстрелов в минуту и с высокой точностью, что снизит побочный ущерб.
Рельсовая пушка использует для разгона снаряда электромагнитную силу Лоренца. Пушка состоит из двух электропроводных направляющих, по которым движется снаряд. Ток, идущий по рельсам, возбуждает магнитное поле, которое перпендикулярно току, проходящему через снаряд и смежный рельс. В результате происходит взаимное отталкивание рельсов и ускорение снаряда. Для разгона непроводящего ток снаряда, на его донце устанавливается шайба из токопроводящего материала, например алюминия, затем зажигается плазменная дуга, которая испаряет шайбу и ускоряет снаряд реактивной струей.
CNews
Рельсовая пушка почти готова к бою. ВИДЕО
19.04.11, Вт, 16:41, Мск
Опубликовано эксклюзивное видео испытания рельсовой электромагнитной пушки и данные прошлогодних испытаний этого перспективного вида оружия.
По словам менеджера программы ЭМ-пушки Тома Харна (Tom Hurn), прошлым летом компании General Atomics и Boeing испытали новый высокоскоростной снаряд, который должен заменить тестовый "гиперзвуковой брусок", использовавшийся для испытаний ранее. Старый тестовый снаряд представлял собой простой цилиндр с алюминиевой П-образной шайбой на конце, которая превращалась в плазму и разгоняла снаряд. Тестовое метаемое тело не годилось для боевого применения, беспорядочно кувыркалось и быстро теряло скорость.
Новый снаряд является прототипом реального боеприпаса, который будет применяться на боевом рельсовом орудии. Он напоминает подкалиберный танковый снаряд с отделяющейся рубашкой и отличается от него алюминиевой шайбой, которая не связана в одно целое с бронебойным сердечником. Как и в тестовом образце, эта шайба служит для образования плазменной реактивной струи, но при этом ее несгоревшие остатки не влияют на полет самого снаряда.
Новый снаряд впервые предстал с мобильной версией прототипа рельсовой пушки, что тоже является важным шагом к созданию полноценного, пригодного к боевому использованию, оружия. По словам Тома Херна, в ходе испытаний новый снаряд разогнался до скорости почти 1600 м/с, пробил стальной лист толщиной 3 мм и пролетел 7 километров.
Разработчики рельсовой пушки из General Atomics считают, что могут установить новое электромагнитное оружие на эсминцы класса DDG-51 уже к концу этого десятилетия.
Британские военные выложили в интернет свои ядерные секреты
Британские государственные ведомства по ошибке опубликовали на своих сайтах документы, включающие в себя секретные сведения. В результате утечки оказались скомпрометированы отчеты о британских ядерных подводных лодках и ряд других военных секретов.
Британские власти опубликовали в Сети ряд документов, в которых, помимо общедоступных сведений, содержалась секретная информация, представляющая собой военную тайну.
Документы были официально опубликованы в интернете представителями Министерства обороны, Министерства здравоохранения и Департамента по делам общин и местного самоуправления в рамках Закона о свободе информации. Участки текста, содержащие государственные секреты, были закрыты сотрудниками министерств с помощью черного фона. Однако оказалось, что сам текст не был удален из документов и доступен всем желающим с помощью выделения и копирования из закрытых участков.
Как сообщает The Daily Telegraph, в документах содержалась в том числе информация о подводном флоте Британии. В частности, один из документов включал в себя отчет о том, что ядерные реакторы, использующиеся в британских подводных лодках, не так безопасны, как это принято считать. Аналитик перечислил ситуации, которые могут привести к «катастрофическим» последствиям. Документы также включают в себя некоторые секретные сведения об американских подводных лодках.
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/cnews/2011/04/19/britainsubmarine3_5d1d8.jpg[/highslide] В отчетах британских министерств секретные сведения об атомных подводных лодках закрашивают Photoshop'ом
Представители Министерства обороны Британии признали факт утечки и сообщили о том, что уже заменили указанные документы их редактированными версиями. Однако, Daily Telegraph отмечает, что при просмотре других документов на сайтах этих ведомств были обнаружены аналогичные примеры, когда «закрытые» участки текста можно скопировать и вставить в текстовый редактор для прочтения.
Материалы, публикующиеся в Сети в рамках британского Закона о свободе информации, должны просматриваться и редактироваться сотрудниками государственных ведомств. Как отмечают эксперты, в данном случае ответственные за это сотрудники использовали программу Photoshop для того, чтобы закрывать части текста черным фоном. При этом сами секретные сведения из документов не удалялись, что и привело к утечке.
Помимо секретных сведений о ядерных подводных лодках, в опубликованных материалах также обнаружили список должностных лиц, ответственных за секретные документы об одном из военных проектов, данные о коммерческих переговорах Департамента по делам общин и местного самоуправления с частными компаниями, данные о заседаниях Министерства здравоохранения, письма от бизнес-лидеров в адрес Департамента по торговле и инвестициям и т.д.
«Британские власти допустили просто детскую ошибку, позволив любому человеку, обладающему элементарными знаниями о компьютерах, читать редактированные документы. В Сети существует множество руководств о том, как правильно редактировать PDF-документы», - отмечают эксперты компании Sophos.
Данный инцидент вызвал жесткую критику в адрес правительства со стороны многих людей, обвиняющих ведомства, допустившие утечку, в недобросовестном подходе к защите конфиденциальных данных. Патрик Мерсер (Patrick Mercer), представитель британской Консервативной партии, заявил, что планирует поднять вопрос безопасности государственных данных в Парламенте.
«Придумать более глупый способ защиты конфиденциальных данных, пожалуй, будет трудно. С учетом динамики утечек, которые произошли по вине британских военных за последний десяток лет, скоро любой желающий сможет спокойно изучать актуальные планы боевых действий по информации в открытом доступе,- прокомментировал Александр Ковалев, директор по маркетингу компании SecurIT. - В свете событий в Фукусиме и общей агрессивности прессы в Великобритании можно ожидать, что у виновных в этом инциденте скоро закончится не только карьера, но и спокойная личная жизнь».
Компания BAE Systems разрабатывает специализированную микроволновую пушку, предназначенную для выведения из строя двигателей морских судов.
Микроволновое (СВЧ) оружие не является новостью и уже используется военными. В частности СВЧ-излучатель Active Denial System разогревает воду в верхних слоях кожного покрова и вызывает непереносимые болевые ощущения, что позволяет эффективно подавлять массовые беспорядки. ВВС США планируют создать ракету, которая мощным СВЧ-излучением сможет "зажаривать" микросхемы. Однако секретная программа BAE - наиболее практичный проект, не подразумевающий сложностей, связанных со стрельбой по людям или системами доставки. Возможно, это будет первый боевой микроволновый излучатель, поставленный на вооружение ВМС. Особый интерес военных моряков к СВЧ-излучателю, способному обезвреживать силовые установки морских судов, объясняется случаем с эсминцем USS Cole. В 2000 году в порту Адена террористы-смертники на легком катере врезались в борт военного судна и подорвали себя. В результате погибли люди, а эсминец был серьезно поврежден.
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/04/20/4_6979b.jpg[/highslide] Эсминец USS Cole после атаки лодки террористов-камикадзе
После этого инцидента военные стали всерьез рассматривать угрозу маломерных скоростных судов, поскольку комплекс вооружения современных кораблей не позволяет бороться с атакой 50-100 легких лодок и, даже если к кораблю прорвутся всего несколько камикадзе, он может получить серьезные повреждения и даже затонуть. Надо отметить, что после подрыва лодкой с 200-300 кг взрывчатки, USS Cole находился в ремонте 2 года.
Инженеры компании BAE предлагают свое решение этой проблемы - мощный микроволновый излучатель (HPM), который должен выводить из строя двигатели небольших лодок еще до того, как они приблизятся к кораблю на опасное расстояние. Потенциально технология также может уничтожать различные платформы, включая корабли, беспилотные летательные аппараты и ракеты.
По мнению разработчиков, их СВЧ-пушка сможет одновременно обездвиживать до 30 малых судов. Благодаря этому, даже если удастся обезвредить только 50-75% атакующих лодок, кинетическое или лазерное вооружение военного корабля получит возможность надежно уничтожить оставшиеся.
Управление Министерства обороны США, отвечающее за внедрение технологий высокоэнергетических лазеров, опубликовало запрос на разработку в короткие сроки нового вида оружия, которое сможет "с помощью непрерывных или импульсных лазеров обеспечить отключение сенсоров противника". Новое лазерное оружие должно устанавливаться на воздушную платформу и не обязательно будет уничтожать вражеские сенсоры – достаточно их просто отключить.
Подробности программы засекречены, но, судя по всему, военные хотят получить новый лазер, который сможет отключать различные средства обнаружения летательных аппаратов системами ПВО - электронно-оптические и радиолокационные сенсоры.
Опыт конфликтов последних десятилетий показал, что армия США добилась больших успехов в нейтрализации радиолокационных станций противника. После обнаружения сенсоры ПВО быстро уничтожаются авиабомбами и крылатыми ракетами, однако существуют и слабые места такой тактики. Прежде всего это финансовый аспект. Например во время войны в Югославии американская авиация потратила миллионы долларов на бомбардировку ложных целей-приманок. Лазерный луч представляется дешевой альтернативой дорогостоящим противорадиолокационным и крылатым ракетам.
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/04/21/2_d8b3d.jpg[/highslide] Лазерная пушка прототипа YAL-1, перехватчика баллистических ракет, возможно, сможет эффективно подавлять средства наблюдения ПВО
Согласно заявке ВВС, в течение пяти лет новая лазерная технология должна быть готова для использования на поле боя. Скорее всего, будут использованы наработки Управления военно-морских исследований: уже испытанные твердотельные и химические боевые лазеры или перспективный лазер на свободных электронах. Если опираться на тактическую нишу нового оружия, то оно должно иметь весьма большой радиус действия (десятки километров), чтобы самолет мог не входить в зону действия ПВО. В соответствии с запросом ВВС, луч должен доставлять энергию в 1 кДж на квадратный сантиметр при стрельбе на 10 километров. Это весьма высокая мощность не только для энергетического оружия. Для сравнения: у дульного среза автомата Калашникова пуля калибра 7,62 мм имеет энергию около 2 кДж.
В настоящее время военные не могут точно оценить эффективность воздействия мощных лазеров на системы ПВО, в связи с этим вторая часть запроса включает разработку портативных систем, концепций и технологий, которые позволят оценивать повреждения, нанесенные лазером, и определять, сохранил ли работоспособность сенсор противника.
О потенциальной платформе для нового оружия пока ничего неизвестно – все зависит от размеров лазерной установки. Возможно, военные пытаются найти применение прототипу самолета ПРО YAL-1, оснащенному химическим лазером мегаваттного класса, на разработку которого были потрачены миллиарды долларов.
В огромном списке последних контрактов ВВС США не очень заметны небольшие подряды с малым бизнесом, которые могут изменить суть современной беспилотной авиации.
Пентагон хочет получить роботов, которые смогут предугадывать действия пилотов-людей. Теоретически это вполне возможно – шахматные программы уже легко обыгрывают гроссмейстеров, просчитывая все возможные ходы. Аналогичным образом беспилотный самолет может предвидеть ту или иную реакцию человека на свои действия.
Пока запрос ВВС выглядит достаточно безобидно: военные хотят получить программное обеспечение, которое позволит БПЛА самостоятельно избегать столкновений в оживленных аэропортах и на загруженных воздушных трассах. В настоящее время беспилотные самолеты не способны быстро менять курс на основании данных авиадиспетчера, как это делают пилотируемые самолеты. Военные также не хотят создавать диспетчерские службы для управления автономными беспилотниками и видят решение в разработке алгоритма, который будет "предвидеть" ту или иную реакцию пилота-человека на слишком близкий пролет БПЛА.
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/04/22/7_8ea55.jpg[/highslide] Сегодня БПЛА потенциально обладают всеми техническими возможностями для ведения воздушного боя в режимах, недоступных человеческу, – не хватает только способности "перехитрить" противника
Американская компания Soar Technology получила контракт, согласно которому предполагается создать систему под названием "Интерпретация, схемы и прогнозирование для установления намерений в зоне аэродромов" (ESPRIT). В систему войдет программный "движок", который использует "управление памятью, сопоставление с образцом и целенаправленные рассуждения" для того, чтобы сделать вывод о намерениях находящихся поблизости самолетов. Поскольку не каждый полет проходит по плану, программа будет содержать "когнитивный механизм интерпретации", который поможет беспилотнику понять, что летчик потерял контроль над самолетом.
Подобный контракт с военными подписала и компания Stottler Henke Associates. Она разрабатывает экспериментальную интеллектуальную систему анализа намерений, которая сможет моделировать и интерпретировать намерения пилотов на основе "естественных" алгоритмов мышления, которыми пользуются летчики. По мнению представителей компании, их алгоритмы могут найти применение для выявления террористов и контрабандистов. Правда неясно, имеется ли ввиду создание автономного беспилотного "охотника", способного самостоятельно выявлять подозрительные транспортные средства.
Третья компания, Barron Associates, хочет использовать датчики и программные алгоритмы для уклонения БПЛА от столкновения с другими летательными аппаратами.
Другие подробности этого проекта Пентагона пока неизвестны, однако разработка систем типа ESPRIT, возможно, означает не только намерение повысить безопасность полетов и предотвратить столкновения БПЛА с пилотируемыми самолетами. "Предвидение" действий боевого летчика означает возможность совершить контратаку и в целом эффективно вести воздушный бой. Как известно, боевые возможности нынешних беспилотников ограничены нанесением ударов по наземным целям и разведкой. Военные видят большой потенциал в создании беспилотных аппаратов, предназначенных для уничтожения воздушных целей и единственное препятствие для реализации этих планов – отсутствие приемлемых алгоритмов искусственного интеллекта.
Беспилотник с гибкими крыльями можно свернуть и убрать в рюкзак. ВИДЕО
Компания Prioria Robotics на выставке достижений промышленности, предназначенных для сил специальных операций США, представила оригинальный беспилотный самолет, который обладает рядом качеств, не встречающихся ни у одного аналогичного аппарата.
Небольшой БПЛА Maveric имеет уникальное гибкое крыло, выполненное из нейлона. Это позволяет просто "сворачивать" самолет в трубку и помещать его в чехол диаметром 15 см, напоминающий тубус для чертежей. Для того чтобы отправить Maveric в полет, достаточно просто вытащить его из чехла, включить и запустить с руки. В отличие от большинства компактных БПЛА, самолет компании Prioria Robotics не нужно собирать перед вылетом, а все запчасти меняются буквально за считанные минуты. Так на замену пропеллера или батареи нужно всего 30 секунд, на смену полезной нагрузки – 2 минуты.
[highslide]http://filearchive.cnews.ru/img/reviews/2011/05/30/3_88ade.jpg[/highslide] БПЛА Maveric объединяет несколько интересных решений
Водостойкий корпус Maveric выполнен из ударопрочного углеродного волокна. Это должно уберечь аппарат от поломки в результате неудачного запуска с руки или приземления. Подобное часто случается с БПЛА Raven, что вызывает многочисленные нарекания военных, которые зачастую вынуждены дольше чинить беспилотник, нежели использовать его по назначению.
Другой интересной особенностью является форма корпуса, напоминающая птицу. Вместе с малошумным электрическим двигателем (его работа не слышна уже с расстояния 100 м) это должно затруднить обнаружение беспилотного разведчика и сбить наземного наблюдателя с толку.
Maveric оснащается инфракрасной камерой на карданном подвесе и может находиться в воздухе 45-90 минут (в зависимости от конфигурации), перемещаясь с крейсерской скоростью 50 км/ч (максимальная - 101 км/ч) на высоте до 7,6 км. Камера БПЛА имеет стабилизацию, которая предотвращает дрожание картинки. Также аппарат оснащен бортовой системой обработки изображений Merlin, которая позволяет обрабатывать и сохранять информацию на борту и снизить зависимость БПЛА от наземной станции управления. Также программное обеспечение предотвращает столкновение самолета с различными препятствиями и автоматически сопровождает движущиеся цели.
Беспилотный самолет Maveric представляет собой интересную концепцию надежного прочного разведывательного аппарата, который можно легко переносить за спиной и быстро использовать в случае необходимости. Концепция настолько удачна, что не исключено ее использование для создания небольших управляемых боеприпасов с гибкими крыльями. Отряд спецназа мог бы нести несколько тубусов с управляемыми ракетами, запускаемыми с руки, и получил бы возможность высокоточного внезапного удара по различным целям на расстоянии нескольких километров.
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) истребителя F-22 "Раптор" оказалось настолько сложным и дорогостоящим, что ВВС США планируют пойти на беспрецедентный шаг и оснастить истребитель дополнительным параллельным комплектом БРЭО.
В свое время оборудование F-22 выполнялось по модульной и потенциально легко модернизируемой архитектуре, однако оно настолько тесно интегрировано в единый комплекс, что внести отдельные усовершенствования оказалось очень сложно. Американские военные оказались в зависимости от производителей истребителя "Раптор" , компаний Lockheed Martin и Boeing, и не способны самостоятельно внести какие-либо существенные изменения в авионику истребителя.
Проблема c модернизацией F-22 возникла из-за желания военных внедрить новейшие разработки другого истребителя – F-35. Они созданы с открытой архитектурой и не стыкуются с интегрированной авионикой F-22.
В настоящее время истребитель пятого поколения F-22 модернизируется по нескольким программам. Пока "Раптор" получил только первый пакет, Increment 2, который добавляет возможность использования двух 1000-фунтовых (453 кг) бомб JDAM.
В этом году планируется начать модернизацию по программе Increment 3.1, что добавит режим картографирования радаром с синтезированной апертурой и возможность нести восемь бомб малого диаметра (SDB).
В 2014 году планируется обновить программное обеспечение (Increment 3.2A), что усилит электронную защиту от помех и расширит возможности системы обмена данными Link 16. В 2017 году пакет модернизации Increment 3.2B добавит поддержку ракет AIM-9X и AIM-120D. На все это планируется потратить 8 млрд долл. и не исключено, что стоимость возрастет в связи с увеличением количества модернизируемых самолетов (в настоящее время не планируется совершенствовать 34 истребителя "Раптор" , которые используются для обучения).
Эти модернизации, вплоть до Increment 3.2B, были предусмотрены давно и вполне реализуемы в рамках существующего БРЭО. Однако американские военные, заинтересованные во многих технологиях F-35, хотят инициировать еще один этап - Increment 3.2C. Его разработку планируется начать в 2014 году, а установку на самолеты - в 2020.
Increment 3.2C предполагает создание альтернативной компьютерной сети, которая будет соединена с современным БРЭО F-22. Таким образом, современная авионика продолжит выполнение своих задач по боевому применению самолета, а альтернативную сеть, базирующуюся на технологиях F-35, можно будет легко модернизировать. В результате военные избавятся от проблем с интеграцией программного обеспечения и БРЭО с открытой архитектурой, как это случилось с проектом F-35, но в то же время получат возможности использовать новейшие разработки для модернизации F-22. "Гибрид" также позволит сэкономить деньги на отказе от сложной процедуры замены всего комплекса БРЭО.
Активная модернизация F-22 и попытки "привить" этому самолету технологии истребителя F-35 может говорить о сомнительных перспективах последнего. Стоимость F-35 стремительно приближается к более тяжелому двухдвигательному "Раптор" , что сводит на нет все преимущества легкого однодвигательного самолета F-35. Так стоимость F-35 уже достигла 145-160 млн долл. (F-22 закупали в 2010 году по 411 млн долл.), а час полета уже стоит 30 тыс. долл. (у F-22 по разным оценкам - от 20 тыс. до 50 тыс. долл.). При этом разработка F-35 еще не закончилась, цена наверняка вырастет, да еще и появились вопросы по поводу соответствия заявленным летным характеристикам, в частности дальности полета. По боевым характеристикам (выживаемость, дальность полета, боевая нагрузка) F-22 существенно превосходит F-35, что еще больше снижает ценность последнего. Единственная надежда F-35 - это палубная авиация, однако ВМС США с интересом смотрят на беспилотные палубники типа Х-47B, которым по силам выполнить большинство функций F-35.
Внедрение технологий проекта F-35 даст истребителю F-22 серьезные преимущества, которые могут повлиять на количество выпущенных F-35 и вновь поднять вопрос о возобновлении производства истребителей "Раптор" . Такое решение может повлиять на расстановку сил в мире, поскольку F-35 планируется продавать на мировом рынке. Сокращение или отмена этой программы означает, что мировой парк истребителей пятого поколения будет существенно ограничен, а значит в ближайшие 50 лет в небе будут господствовать только американский F-22, российский ПАК-ФА и, возможно, китайский J-20.
ВМС США давно хотят получить лазерную пушку, которая могла бы жечь вражеские лодки и летательные аппараты, однако на пути принятия на вооружение флотского боевого лазера стоит серьезное препятствие – морской воздух.
Для эффективного воздействия на цель требуется хорошо сфокусированный пучок лазерного излучения. Этого несложно добиться в лаборатории или в условиях полигона, однако в открытом море воздух наполнен водяным паром, частицами мусора и соли. Этот аэрозоль эффективно рассеивает энергию лазера, в результате расфокусированный луч доставляет к цели гораздо меньше энергии. Не помогают решить эту проблему и традиционные способы компенсации атмосферных искажений (например так называемая технология guide star, используемая в астрономии), которые позволяют оценить степень загрязненности воздуха и скорректировать параметры излучения. Очевидный способ - "прожечь" висящий над морской водой аэрозоль - тоже не срабатывает: современные технологии не позволяют создать боевой лазер достаточной мощности, который мог бы поместиться на боевом корабле средних размеров без ущерба огневой мощи судна.
Однако военные моряки, впечатленные недавними испытаниями маломощного 15-кВт лазера, который смог вывести из строя небольшую лодку, надеются, что смогут решить эту проблему, с помощью частного бизнеса.
Новый тендер ВМС США под названием "снижение влияния атмосферных аэрозолей на распространение высокоэнергетического лазерного излучения" предполагает использование "оптических (электромагнитных) технологий", которые должны уменьшить сопротивление морского воздуха лазерному лучу.
Казалось бы идеальные условия применения морского боевого лазера (отсутствие рельефа местности, мощная силовая установка корабля) осложняются одним фактором – морским воздухом, насыщенным парами воды и солью
Одним из вариантов решения проблемы военные считают создание непрерывного потока лазерного излучения, который постепенно очистит поглощающий энергию морской воздух и позволит в конечном итоге уничтожить цель. Второй вариант – создание сверхмощного лазера, который может работать в режиме ультракоротких импульсов и буквально "прожигать" каналы в загрязненном воздухе.
Фактически, оба варианта предполагают создание технологии лазерной очистки воздуха, которая должна уменьшать плотность аэрозоля на пути высокоэнергетического луча боевого лазера. Технология может представлять собой дополнительный лазерный излучатель или модуль, меняющий длину волны боевого лазера для максимально эффективной нейтрализации аэрозоля.
Если военным удастся создать такое устройство, оно наверняка найдет широкое применение и в других областях, где необходимо проводить дистанционное измерение загрязненности воздуха и его очистку.
В настоящее время американские военные работают над кардинальным решением проблемы влияния загрязненного воздуха на лазерный луч – создают боевой лазер на свободных электронах (FEL).
FEL, в отличие от всех других типов лазеров, может генерировать луч на нескольких длинах волн, что дает возможность выбрать параметры луча, которые позволят донести максимум энергии в данных атмосферных условиях. Однако FEL находится в разработке уже 15 лет и вряд ли поступит на вооружение в течение еще 10-15 лет. В то же время твердотельные лазеры мощностью 100 и более киловатт уже сегодня вполне готовы заступить на морскую службу, нужно только решить проблему аэрозолей.
Флот США готовится отражать российские ракеты "Калибр"
Американские военные не уверены, что их корабли смогут защититься от российских ракет Klub.
ВМС США заказали семь дополнительных сверхзвуковых мишеней GQM-163A Coyote SSST стоимостью 3,9 млн долл. каждая, чтобы проверить, способны ли американские системы корабельной ПВО защитить военные суда от российских ракет Klub. Всего моряки заказали 89 мишеней, которые разрабатывались почти 10 лет. GQM-163A Coyote представляет собой 10-м ракету весом 800 кг, которая сочетает твердотопливный ракетный и прямоточный реактивный (ПВРД) двигатели. Дальность пуска мишени составляет 110 км и благодаря ПВРД ее максимальная скорость составляет более 2600 км/ч.
Сверхзвуковая мишень GQM-163A была разработана в ответ на распространение сверхзвуковых противокорабельных ракет, в частности российской 3M54 (также известна как SS-N-27, Sizzler или Klub), которая поступает на вооружение индийских, вьетнамских и алжирских ВМС.
Ракеты Club-K замаскированы под обычный транспортный контейнер
Мишень Coyote может реалистично имитировать атаку ракет Klub на американские военные корабли. Первоначально военные планировали заказать только 39 мишеней, однако первая американская ракета с ПВРД оказалась настолько удачной, что было решено увеличить выпуск и, возможно, применить ее технологии в других ракетах.
Ракета 3M54 Klub весит около 2000 кг и несет боевую часть весом 200 кг. Противокорабельная версия имеет дальность 300 км, скорость полета достигает 3000 км/ч во время последней минуты полета. Существует также версии ракеты, запускаемые с корабля и наземной платформы. Последняя не делает сверхзвуковой "рывок", но при этом несет в два раза более тяжелую боевую часть.
Американцы опасаются ракет 3M54 из-за уникального режима полета, который включается за 15 км до цели. До этого времени Klub летит на высоте менее 30 м, из-за чего ее трудно обнаружить, а как только она попадает в поле зрения ПВО ближнего радиуса, начинается мощный разгон и 15 км Klub покрывает менее чем за 20 секунд, что очень сильно затрудняет перехват.
С помощью мишеней GQM-163A Coyote SSST американцы надеются проверить надежность средств обнаружения, настройку систем управления огнем и противоракетного оружия, чтобы дать окончательный ответ: сможет ли американская корабельная ПВО защитить флот от ракет Klub.
Особое опасение у ВМС США вызывают ракеты Club-K – скрытый вариант противокорабельных ракет, который может монтироваться в обычные автомобильные, железнодорожные контейнеры или устанавливаться на транспортные суда. Применение такого оружия наверняка будет неожиданным, и военным кораблям остается надеяться только на собственную ПВО.